UA / RU
Поддержать ZN.ua

Доверие и свобода слова. Приоритеты

Свобода слова, кроме того, что она - источник прогресса, еще и универсальное средство, риторикой которого легко прикрыть свою некомпетентность и низкий профессионализм. Это своеобразная палочка-выручалочка ничтожества. Но оставим ее для мирных времен.

Автор: Валентин Ткач

Свобода слова, как и другие свободы, актуализируется лишь в общественном отношении сообществ. А те, в свою очередь, основываются на доверии и возникают как совокупность стойких спонтанных порядков, сформированных вокруг пространства доверия.

Посему концепт доверия выше, чем концепт свободы слова. Если в обществе исчезает доверие, то разговоры о правах и свободах - пусты и никчемны, поскольку они автоматически исчезают.

Есть слово, которое укрепляет доверие, и есть слово, которое его уничтожает, распыляет.

Если продавец привозит на рынок гнилой товар, а продает его как качественный, мы не можем назвать это свободой предпринимательства. Это - преступление, потому что он разрушает рынок. Если к тому же этот товар несет угрозу здоровью людей, такого продавца наказывают без оглядки на какие-либо свободы.

Именно такова ситуация со свободой слова. Есть слово, укрепляющее доверие сообщества. А есть слово, которое дезориентирует людей, приводит к потере доверия в обществе и разрушает сообщество.

Если по сообщению нет факта - это не свобода слова. Это - непрофессионализм, если не использовать более сильные определения недостойного поведения. Если же факт еще и искажен, то это - гнилой товар, манипуляция. Он разрушает корневой концепт сообщества - доверие.

За это необходимо нести ответственность, ибо свобода разрушительного слова уничтожает общество, т.е. само пространство субъектов применения прав и свобод.

Правда укрепляет доверие. Между ними существует самосогласованный механизм кооперативного выживания и стойкости сообщества. Доверие формирует сообщество, в котором возникают спонтанные порядки, определяющие смыслы правды - родственные и общественные стереотипы, традиции, этические и моральные установки, сохраняемые в преданиях, сказках, сагах, текстах, песнях, балладах и т.п. Спонтанные порядки, являющиеся носителями представления о правде и справедливости, постоянно дополняются и интерпретируются. Если такие интерпретации окажутся ошибочными, сообщества распадаются. Это - процесс эволюции: метод проб и ошибок. Но если такие интерпретации навязываются через манипуляции, то это уже не эволюция, а грубое вмешательство в жизнь сообщества, внешняя агрессия.

Война - это поругание над правдой. Она уничтожает своей нигилистической базой все общественные и семейные стереотипы. В результате происходит дезориентация сообщества, степень доверия в нем падает, и таким образом общество приближается к грани распада, деградирует.

Время войны - это время невероятных испытаний сообщества, время чрезвычайных требований к свободе слова. Это требование может быть лишь одним - сплачивать людей вокруг доверия. Это так хотя бы потому, что это образ ее выживания, пусть даже в обусловленном виде. Кто в это время видит другое толкование свободы слова, тот ставит себя вне сообщества. Он должен понимать, что и сообщество, защищая пространство доверия, из которого оно и возникло, будет себя защищать. Мародеры доверия в информационном пространстве ничем не отличаются от мародеров в городе во время стихийных бедствий.

Свобода слова, кроме того, что она - источник прогресса, еще и универсальное средство, риторикой которого легко прикрыть свою некомпетентность и низкий профессионализм. Это своеобразная палочка-выручалочка ничтожества. Но оставим ее для мирных времен. Во время войны должна царить свобода правды. Ибо только она способна победить неправду в обертке фарисейства относительно свобод. Лишь правдивое слово может удержать общество от дезориентации, сохранив в нем пространство доверия.

Если мы осознаем, что концепты всех свобод в своих истоках имеют доверие, формирующее общество, тогда мы поймем, как давать оценку явлениям во времена жестоких испытаний, которые нам приходится переживать.

Правда войны заключается в том, что у каждого своя правда - социум пикселизируется. Мы должны знать, что это - путь к поражению и распаду. Поэтому логике (правде) войны мы обязаны противопоставить логику победы. А она заключается в укреплении доверия.

Сегодня спонтанные порядки правды, всегда насыщавшие доверие, разрушены нигилизмом войны и ослаблены информационной агрессией. Поэтому общество должно вспомнить еще об одном непревзойденном механизме, на котором возрастает доверие, - заботе.

Правдивое слово и забота - вот логика, которая спасет наше общество от деградации, распада и обеспечит нам победу. Именно из этой логики возникнут новые спонтанные порядки как институты новой Украины.