UA / RU
Поддержать ZN.ua

DEUS EX MACHINA?

Утомительные и, как правило, малокомпетентные разглагольствования о «необозримых перспективах Интернета», кажется, уже надоели всем, кому доводилось их читать или слышать...

Автор: Тарас Паньо

Утомительные и, как правило, малокомпетентные разглагольствования о «необозримых перспективах Интернета», кажется, уже надоели всем, кому доводилось их читать или слышать. Прогремела волна банкротств интернет-компаний, удалив определенную долю приторности из речей апологетов «странного нового мира». Однако Интернет остался, более того — продолжил свое расширение, пусть более медленное, не политое невиданными доходами и дивидендами, как это было поначалу, но настолько же масштабное и неуклонное. Коснулся этот медленный, но, пожалуй, неминуемый рост и нашей страны. Радостно-победные реляции государственных чиновников о том, что в Украине насчитывается 1,7 млн. пользователей сети Интернет (словно в этом есть хоть какая-то их заслуга), очевидно, слишком уж оптимистичные — здесь каждый пользователь, покупающий карточки разных провайдеров, учтен трижды. Однако цифра в 700—900 тысяч вполне может соответствовать истине. Равно как и темпы ее роста, составляющие около 30 процентов в год.

Учитывая такое количество пользователей, можно говорить о наличии солидной по размерам Интернет-аудитории, растущей буквально день ото дня. За влияние на умы этой аудитории ведут борьбу многие властные, финансовые и прочие социальные группы самой разнообразной природы и направления. Ясно, что всевозможные религиозные организации, «ловцы душ человеческих», тоже не могут обойти Интернет своим вниманием.

В начале массового распространения Интернета основные христианские конфессии хранили молчание. Но после определенной паузы, приходящейся на период между 1998 и 2000 годами, они наконец отреагировали на появление нового канала общественной коммуникации. На первый взгляд, религиозный мир с достаточным оптимизмом воспринял новейшие компьютерно-сетевые технологии.

В январе 2001 года Папа Иоанн Павел ІІ заявил, что католики должны шире использовать компьютерные средства массовой коммуникации для религиозной пропаганды. По словам понтифика, они «стирают границы и позволяют распространять религиозную информацию на весь мир». Как следствие, в июне 2001 года Ватикан признал любые виды религиозной деятельности в Интернете, кроме отпущения грехов, богоугодными. Тогда же архиепископ Джон Фоли на пресс-конференции сказал, что, с точки зрения католической церкви, Интернет является прекрасным средством для обращения в христианство и для проповеднической деятельности. Вскоре был назначен даже святой — покровитель Интернета, Исидор Севильский.

Российская православная церковь еще раньше озвучила свое позитивное отношение к глобальной компьютерной сети. В марте 2000 года патриарх Алексий благословил пользователей Интернета. Это событие было связано с открытием официального вэб-сайта РПЦ. Со временем РПЦ провела семинар по вопросам компьютеризации и освоения Интернет-пространства в Московской духовной академии.

Соответственно, Римско-католическая церковь в Украине, УГКЦ и Украинская православная церковь Московского патриархата, состоя в иерархической зависимости от двух центров мирового христианства, также задекларировали намерение начать освоение Интернет-пространства, что в скором времени нашло отражение в «официальных» вэб-сайтах этих конфессий.

Не отставала и Украинская православная церковь Киевского патриархата, заняв сразу два домена — https://www.patriarch.com.ua и https://www.kievpatriarch.org. Вот так. Просто и со вкусом. (Правда, сайт по первому адресу довольно долго так и оставался на стадии разработки, а со временем, кажется, был отключен.)

Украинская автокефальная православная церковь тоже вскоре открыла свои официальные вэб-сайты.

На этой радостной ноте можно было бы и закончить обзор отношений христианских церквей и Интернета, поставив окончательный диагноз по поводу их радужных перспектив. Однако практические наблюдения вынуждают отказаться от столь счастливой концовки.

Достаточно зайти на сайт любой из основных украинских христианских конфессий, чтобы понять: не все так хорошо, как того хотелось бы клирикам и архиереям. Относительно объективным показателем есть количество посетителей ресурса. Об этом большинство сайтов стыдливо умалчивают, что в Интернете небезосновательно принято считать свидетельством неуспешности проекта. Скромным отсутствием счетчиков страдают сайты РКЦ, УГКЦ, УПЦ (КП). Количество посетителей не скрывает УПЦ (МП) — их где-то около сотни в день. Цифра, казалось бы, и немаленькая. Но если сравнить ее с количеством только зарегистрированных общин этой конфессии (более 9 тысяч), то, даже сделав скидку на «неинтернетизированность» аудитории, можно понять, что особой популярностью ресурс не пользуется ни среди верующих, ни среди посторонних пользователей. Естественно, церковный сайт — не телевизионный блокбастер, чтобы все бежали на него смотреть. И все же, если посетителей практически нет, то уже не имеет значения, насколько интересная, важная и нужная христианам информация содержится на сайте. Ее все равно никто не читает.

Да, традиционные христианские конфессии имеют «представительско-репрезентационные сайты», на которых можно получить информацию об административных подробностях их существования. Они, как правило, малоинтересны для более широкого круга пользователей Интернета. Вас волнует, кого назначили в какой приход? И меня нет. Следует отметить, что формат «сводной приходской газеты» — это еще лучший случай. В худшем, кроме нескольких красивых фотографий (из-за которых страница загружается в браузере минут пять) можно насладиться разве что пастырским посланием. Зимой— рождественским, весной — соответственно, пасхальным. Священники всегда с иронией говорят о том типе верующих, которые попадают в церковь дважды в год — на Рождество и Пасху. А сами?!

Автор не является большим специалистом в области христианской морали и этики — в школе их в недалекие еще времена не преподавали. Однако значительная часть материалов, размещенных на сайтах обеих крупнейших УПЦ — и Киевского, и Московского патриархатов, мягко говоря, неприятно удивляет. Слова и словосочетания типа «черносотенцы», «кликуши» (?), «истерики», «исчадия», «нечестивцы» так и бросаются в глаза на страницах сайтов. И главное, пускай бы православные с такой завидной энергией громили тоталитарные секты, воинствующих атеистов или прочих безбожников! Так нет же. Они с искренним азартом топчутся ногами по «вражеской конфессии», время от времени бросая ругань-другую в адрес УАПЦ, УГКЦ и римо-католиков. Такой напор — да в мирных бы целях... В любом случае человеку незаангажированному в церковной политике вряд ли захочется посещать подобные сайты вторично.

Рядом с представительскими сайтами существуют поддерживаемые церквями информационно-новостийные порталы, которые несколько оперативнее и разностороннее освещают многообразие религиозной жизни. Но, как правило, информация на них или слишком «узкоспециальная» (те же административные подробности), или же вторична (читай — позаимствованная из других онлайновых или офлайновых СМИ). Поэтому даже заинтересованному в получении религиозной информации читателю проще воспользоваться для этого обычными новостийными и аналитическими онлайновыми СМИ, на которых содержится основный массив информации, не причиняя себе лишних хлопот поисками посторонних сайтов.

Таким образом, практически вся деятельность украинских традиционных конфессий ограничивается, в лучшем случае, информативным, а не коммуникативным характером. Информационные сообщения, как правило, максимально нейтральны и обезличены, лишены ощущения живого общения, посылаются как бы в пустоту. И соответственно, в пустоту посланные, не находят своего пользователя и остаются мертвым грузом на страницах малопосещаемых сайтов, изредка интересующих лишь специалистов, которые приходят туда ради нескольких страниц какого-то церковного документа.

А уникальную возможность для живого общения, информационного сосуществования традиционные христианские конфессии практически не используют. Пастырской деятельности как таковой — проповедей (кроме вышеупомянутых рождественско-пасхальных опусов), обучения религиозной практике, советов для практикующих верующих — на сайтах практически нет. Определенным исключением здесь является сайт УПЦ (КП), где опубликованы проповеди патриарха Филарета в достаточно большом количестве. О возможности индивидуальной коммуникации с верующими, непосредственного общения в чатах и форумах речи нет. И, думается, совершенно напрасно. Ведь на сегодня представить лучший и наиболее гибкий способ для душпастырской деятельности просто невозможно, разве что непосредственное общение — крайне редкое, за неимением времени как у паствы, так и у самих служителей культов. И если на воскресные богослужения героизма у прихожан еще более-менее хватает, то о каком-то самообразовании в вопросах веры, систематизированном и подконтрольном компетентным в этих вопросах духовным отцам изучении церковной традиции (а не предрассудков, циркулирующих среди пожилых авторитетных бабушек) говорить уже не приходится. Как следствие — имеем огромную рать «христианских целителей», ведунов, шептунов и прочих знахарей, распространение тоталитарных сект и великое множество прочих явлений, которым можно было бы с определенной долей успешности противостоять именно средствами Интернета.

Что же касается «более традиционных» протестантских деноминаций, то они осваивают пространства Интернета несколько успешнее, создавая если и не наполненные интерактивными компонентами, то достаточно информативные и часто обновляемые сайты. Примером может служить баптистский портал (https://www.baptist.org.ua). Впрочем, следует отдать должное — виртуозности ругани, встречающейся как в проповедях, так и в богословских исследованиях баптистов, православные могут позавидовать. «Маленькое лживое ничтожество», «ревностная шайка фанатов» — чувствуется взвешенность как формы, так и содержания. Также заслуживают восхищения доказательства того, что католическая месса является «бесовским действом». Собственно, недостаточность интерактивности и слишком резкий, иногда откровенно оскорбительный тон и отпугивают случайных пользователей от этого ресурса.

Но «свято место пусто не бывает», и имеющаяся ниша заполняется великим множеством неопротестантских религиозных организаций (по известным причинам не любящих, когда их называют «сектами»). Именно они и стремятся максимально использовать имеющиеся коммуникационные возможности, втягивая в круг виртуальных дискуссий и межличностного общения людей, которые в иных условиях в секту вряд ли бы пошли. Делается это весьма часто не очень честным путем. Но, называя себя в Интернете «экуменическими» церквями, открытыми для православных, католиков, протестантов и т.п., составители этих сайтов последовательно и максимально жестко пропагандируют свою идеологию среди далеких от религиозной тематики посетителей, подавая свою точку зрения как единственно истинную.

Автор лично не имеет абсолютно ничего против религиозной группы Адвентистов седьмого дня. Но почему на явно адвентистском сайте (www.chirch.kiev.ua) ни строчки о том, что они, собственно, адвентисты? О принадлежности портала можно узнать только по авторству подборок проповедей. И следует отметить, что этот случай далеко не единичный среди протестантских ресурсов. Не похоже ли это на банальнейший обман пользователя? И достойно ли подобное поведение тех, кто претендует на роль моральных авторитетов? Более того, здоровый прагматический подход к ведению дел пошел у таких «христианских дизайнеров» намного дальше. В частности, в нижней части этого же адвентистского сайта размещена баннерная реклама довольно откровенных Интернет-конкурсов красоты со стыдливой приписочкой: «Пускай Вас не шокируют подобные баннеры. Благодаря им пять новых душ ежедневно встречаются со Словом Божьим». Кто там и что говорил о цели и средствах? Или, возможно, у этих вэб-ресурсов близкие аудитории?

И если среди официальных вэб-сайтов религиозных групп «стыдливо-молчаливый» подход к собственной конфессиональной принадлежности все же не является правилом, то существует немало сайтов, посвященных «просто изучению Библии», на которых в скрытой форме осуществляется пропаганда вероучения и привлечения к деятельности протестантских и неопротестантских религиозных групп (наподобие https://nauka.bible.com.ua, https://www.vhodi.com). Имеется также гигантский объем частных вэб-страниц, размещенных на бесплатных серверах типа Geosites и Narod.ru, где разговор начинается с «летнего отдыха христиан», «семейной жизни христиан», «чудес исцеления» и т.п., а заканчивается, опять же, привлечением к деятельности той или иной неназванной в начале религиозной группы.

В соседней России (точнее, в российском секторе Интернета, Рунете) экспансия неопротестантских сект приобрела поразительный размах и вошла в сферы, недопустимые уже с чисто юридической точки зрения. Например, чего стоят сами названия сайтов «Военно-христианская газета», «Военно-христианский союз» и т.п., на которых в деталях рассказывается, как следует налаживать контакты с армейскими офицерами, влиять на солдат и, вообще, вести активное и поддерживаемое государственными служащими проповедничество в рядах вооруженных сил.

К сожалению, экуменический диалог пока не дал желаемых результатов, и поэтому сейчас в мире нет «просто христиан». Поэтому если сайт декларирует себя «просто христианским», «правильным христианским» и т.п., не указывая свою конфессиональную или сектантскую принадлежность («католический», «православный», «баптистский», «иеговистский» и т.п.), и при этом содержит элементы религиозных практик — молитв, проповедей, толкование Библии — то ситуация однозначна. Владельцы и редакторы сайта желают скрыть свою религиозную принадлежность, вводя в заблуждение доверчивых посетителей. В любом случае, ни один из подобных ресурсов не заслуживает доверия, и уделять им внимание следует скорее сотрудникам компетентных служб и органов, чем пользователям, ищущим духовного утешения.

Кстати, сотрудники тех же органов, глубоко проникнувшись журналистскими интернет-публикациями, «способными причинить ущерб имиджу Украины» или оскорбить честь и достоинство весьма популярных госчиновников, проявляют удивительную толерантность к присутствию в Интернете откровенно деструктивных сект и культов. Например, по адресу https://www.usmalos.com и до сих пор мирно размещается сайт Белого братства. Сайт этот регулярно обновляется, на нем появляются новые послания «Марии Дэви Христос» к ученикам, происходит живой диалог по теологическим вопросам и никому нет дела, скажем, до юридического статуса организации, представители которой осуществляют контент-наполнение сайта, ее отношений с законом и т.п.

Впрочем, это случаи скорее маргинальные, более того — в силу психологических качеств создателей, скорее всего, нежизнеспособные. А пока главная борьба «за души в Интернете» может развернуться именно между основными христианскими конфессиями и неопротестантскими религиозными группами. И на современном этапе последние выглядят намного перспективнее. Разумеется, неопротестантские сайты пока, как правило, довольно несуразные — со слабым дизайном, перегруженные рекламой, неудобные в пользовании и слишком уж откровенно-агитационные. Но мастерство дизайнеров со временем будет повышаться, равно как и владение психологическими и маркетинговыми приемами, что позволит привлекать новых пользователей. Впрочем, не лукавством единым и довольно глубоким пониманием уникальных возможностей всемирной Сети обеспечивают себе успех неопротестанты. Традиционным церквям придется или напрячь свою способность к восприятию нового и вступить в «поединок за души», или же потерять немалую часть как потенциальных, так и имеющихся верующих. То есть потерпеть серьезное поражение в своей основной миссии.