UA / RU
Поддержать ZN.ua

Чума. Воспоминания о лете и выборах

Пот катился со лба, и приходилось постоянно вытираться, чтобы он не попал в глаза. Волосы намокли, на них все время появлялись соленые капли. "Надо постричься" - мелькнула мысль. Но в кармане была лишь мелочь, а сколько нынче стоит постричься, я не знал...

Автор: Валентин Ткач

Пот катился со лба, и приходилось постоянно вытираться, чтобы он не попал в глаза. Волосы намокли, на них все время появлялись соленые капли. "Надо постричься" - мелькнула мысль. Но в кармане была лишь мелочь, а сколько нынче стоит постричься, я не знал. Всю зиму меня стригла дома Леся, потому как очень уж не хотелось после стрижки в парикмахерской выходить на мороз с "босыми ушами"...

Но когда мне кончик носа снова защекотала капля пота, и я чихнул - решил-таки сходить в парикмахерскую. Стояла невероятная жара, и о том, чтобы сесть в транспорт, не могло быть и речи. Между тем промелькнула мысль: "Вот были бы в кармане хорошие деньги, в парикмахерскую добрался бы на такси".

Упоминание о деньгах сформировало течение мыслей во время моего путешествия: как же сделать так, чтобы людям всегда хватало средств на их неотложные проблемы? Ведь это так логично: уплачивая за услугу, ты автоматически обеспечиваешь кому-то удовлетворение уже и его потребности. Но почему так не происходит?

В поисках ответа на эти фундаментальные вопросы бывает весьма полезно рассмотреть "краевые задачи". В них обычно остаются только доминирующие факторы, поэтому можно не отвлекаться на второстепенное. Так размышляя, я попытался представить себе украинца, у которого "все есть". Однако это мне не удалось. Ибо, как только я начал формировать его целостный образ, меня просто-таки стошнило - столь выразительно представил, сколько лжи, лукавства, измен и коварных мыслей представляют фон этого портрета.

Чтобы как-то совладать с собой, быстро вернулся в тень парка. Но и здесь мне не стало легче. Уже с первыми шагами ощутил "шлейф" созданного образа. Сначала мной овладел гнев, а потом - ненависть, злость, раздражение, презрение, негодование и зависть.

Дабы избавиться от этого "общества", прибавил ходу, но ничего не получилось - я попал в поле страхов: страха оценки, ошибки, ответственности, одиночества, страха будущего... Ужас, отчаяние, тревога, унижение и подавленность окружили меня. И хотя образ был не мой, все равно ощутил вселенскую безысходность и неполноценность.

Вернулся на площадку аттракционов. Но уточки с моторчиками в искусственном бассейне не утешили меня. Одиночество и безнадежность вселились в мое настроение. Я был поражен: горечь и печаль, разочарование и безысходность заполнили пространство моих мыслей.

Неподалеку был магазин, решил пойти попить воды. Сформированная картина отступила, но все еще была выразительной. А тем временем пришла подсказка-ответ на мой вопрос: те, кто должен сделать так, чтобы у всех "все было", никогда этого не сделают. Не сделают не потому, что у самих уже "все есть", а потому, что никогда никому не простят своих унижений, страхов, измен и коварства, которые пришлось им пережить на пути к тому, чтобы "иметь все".

Они инфицированы грехом - сформировался у меня вывод. И теперь это как чума. Зачем им менять правила эпидемии тщеславия, суеверия и эксплуатации ближнего? "Хочешь, как мы, "иметь все" - пройди чуму" - вот их фундаментальная установка. "Мы пережили ее в коридорах власти, а ты пройди ее в коридорах поликлиники, кабинетах БТИ, в "единых окнах" монополистов" - вот их "вакцина" от "лишних" вопросов.

Картина исчезла, но навеянные ею страхи остались. Идти в парикмахерскую, чтобы узнать, хватит ли мне денег постричься, расхотелось. Вместо того решил податься на базар купить черешни - должен же быть бонус от летней жары! Возле холодильника, где обычно покупаем рыбу, встретил Лесю: она как раз вышла в обеденный перерыв с работы купить домой продукты.

На мое удивленное "Что ты здесь делаешь?" Леся достала из сумочки носовой платок, вытерла мне глаза и лоб, улыбнулась и сказала: "Дома я тебя постригу. Смотри, какая жара".

Сразу куда-то исчезли страхи и беспокойства, жара перестала казаться такой невыносимой, а главное - я получил ответы на все самые острые вопросы настоящего, потому что нашел своего парикмахера, и денег на черешни хватает!

…Иду домой, украдкой выплевываю в траву косточки вкуснейших сочных черешен, и пространство нежности, теплоты, признательности, доверия и восторга начинает вокруг меня свой круговорот.