Вопросы, которые я хочу обсудить, не просто злободневные — они из разряда стратегических, имеющих прямое отношение к социально-экономическому благополучию страны.
Думаю, нет необходимости лишний раз говорить о социальной функции курортно-туристического комплекса, о его роли в сохранении и восстановлении здоровья населения. Всем известно также, какое стимулирующее влияние оказывает деятельность туристически-рекреационных предприятий на другие отрасли экономики, способствуя наполнению бюджетов всех уровней, обеспечивая занятость населения курортных регионов. Именно поэтому хочу начать с главной проблемы — сохранения имеющегося у государства богатейшего ресурсного потенциала, на базе которого и функционирует рекреационный комплекс.
Сегодня наше отношение к этому богатству четко определяется народной мудростью: что имеем — не храним, потерявши — плачем! Прежде всего, речь идет о землях рекреационного назначения. В первую очередь, об особо ценных прибрежных территориях. Вопросы их сохранности и эффективного использования в последние годы неоднократно поднимались на разных уровнях, принимались различные, нередко весьма здравые, решения... Но ситуация тем временем только усугубляется.
В курортных населенных пунктах, в парковых зонах, на набережных продолжается хаотичное строительство. При этом не только нарушаются строительные нормы, но и попирается законодательство Украины. Под видом курортных объектов возводиться элитное жилье, что уже в недалеком будущем негативно скажется на экономике и обострит социальные проблемы курортных регионов.
Органы местного самоуправления все еще продолжают определяться со статусом курортных территорий, с генеральными планами их застройки. А тем временем продолжается пресловутый земельный «дерибан». По-моему, пришло время не ждать инициативу «снизу», а «сверху» определить курортные территории государственного значения, обеспечить их сохранность и эффективное использование, исходя из интересов и потребностей государства.
Украина — страна с богатейшими природными лечебными ресурсами, среди которых есть и воистину уникальные. Лечебные грязи, минеральные воды, термальные источники… Но кто сегодня может точно определить их количество, назвать пользователей, охарактеризовать состояние, обозначить перспективы?.. Существенным для дальнейшего развития санаторно-курортной отрасли является создание и введение Государственных кадастров природных лечебных ресурсов и природных территорий курортов, что было определено постановлением Кабинета министров Украины еще в 2001 году. Украинским НИИ медицинской реабилитации и курортологии на сегодняшний день уже разработана техническая и законодательная база для введения Государственного кадастра природных лечебных ресурсов. Однако утверждение нормативной документации, которое было внесено в Основные мероприятия Министерства здравоохранения Украины еще в 2006 году, до сих пор не осуществлено. Но не по вине специалистов, которые ее разработали.
А ведь речь идет о недрах, все эти вопросы должны контролироваться государством!.. Проблем же здесь предостаточно. Стоит только вспомнить озера Мойнаки, Сасык-Сиваш, Куяльницкий лиман, Голубинское месторождение минеральных вод (Закарпатская область), месторождение минеральных вод курорта Трускавец, источник минеральной воды «Феодосийский нарзан» и многие другие. При всех сложностях необходимо изыскать бюджетные средства на инвентаризацию природных богатств, проведение мониторинга. Должен быть жесткий контроль за их использованием, предложения по данному вопросу должны представить специалисты. В противном случае будут публиковаться объявления о продаже земельных участков «с разведанными минеральными водами», а водой из минеральных источников в сельской местности будут поливаться огороды. Исходя из собственного опыта и наблюдений последних лет, уверяю вас: промедление здесь действительно смерти подобно.
Не терпит отлагательства и решение такой серьезной проблемы, как укрепление берегов в местах массового отдыха. Очень актуальная задача, ведь за последние двадцать лет ширина, к примеру, 50—60-метровых евпаторийских пляжей сократилась вдвое (!), а в некоторых местах они исчезли совсем. Решить эту проблему усилиями местных властей, за счет средств местных бюджетов, не представляется возможным: для выполнения берегоукрепительных работ на том же евпаторийском побережье необходимо 262 миллиона гривен.
На днях просмотрел телесюжет, в котором директор пансионата продемонстрировал способ берегоукрепления путем создания волнолома с помощью разбитых железобетонных конструкций. Сегодня таким образом решают данную проблему многие руководители. Но пока государство не осознает, что сотни метров Тузлы — это политика, а сотни километров побережья — это экономика и ценнейшее наследие, которое мы теряем, пока оно не включится в решение данных вопросов, подвижек не будет. Тузлу сохранить важно, но и ценнейшее черноморское побережье потерять нельзя.
Затрону еще один аспект использования пляжных территорий. Убежден: коммунальные и арендованные пляжи должны быть доступны для отдыхающих и вход на них должен быть свободным, а оказываемые услуги — платными. В то же время открывать для свободного доступа лечебные пляжи санаторно-курортных предприятий нецелесообразно, да, пожалуй, и неправильно. Человек, который приобрел путевку, не должен занимать место под навесом и лежак с шести утра.
Актуальным для курортных регионов является и вопрос об организации учета лиц, прибывших на отдых и лечение без путевок, и взимании курортного сбора. В Крыму такой учет ведется уже не один год. Но ставка курортного сбора утверждена еще в 1993 году декретом Кабинета министров Украины «О местных налогах и сборах» и составляет аж (!) 1 гривню 70 копеек! Осмелюсь заметить: еще в 1882 году Государственным советом царской России был принят специальный закон о взимании курортного сбора в размере 5 рублей — в то время столько стоила корова!
Конечно, нужно и можно внести изменения в вышеупомянутый декрет и увеличить ставку. Но гораздо сложнее администрировать сбор, ведь никаких рычагов и мер административного воздействия за его неуплату не предусмотрено. А вот в конце ХІХ века при отсутствии регистрации в течение 24 часов квартиросдатчиков ждали штрафы и запрет на занятие коммерческой деятельностью. Ныне же ежегодно имеем более четырех миллионов неорганизованных отдыхающих только в Крыму, миллиардные суммы в тени... И ничего! Оказывается, 130 лет назад все решалось гораздо проще и эффективнее.
Уже много лет бьюсь над проблемой обеспечения отрасли квалифицированными кадрами. Сегодня в Украине создана широкая сеть учреждений санаторно-курортной реабилитации, для эффективной работы которой требуются врачи-реабилитологи. Но соответствующая врачебная специальность в номенклатуре Министерства здравоохранения отсутствует. В то же время подготовка кадров высшей квалификации осуществляется по научной специальности «медицинская реабилитация, физиотерапия и курортология». Ситуация с подготовкой кадров для работы в отрасли существенным образом осложняется и отсутствием интернатуры по этой специальности. Украинский НИИ медицинской реабилитации и курортологии как головное учреждение Министерства здравоохранения по проблеме медицинской реабилитации неоднократно поднимал эти вопросы, но, как говорится, воз и ныне там.
В завершение хочу отметить, что, несмотря на устойчивые положительные тенденции, в курортной отрасли множество проблем. Я затронул только вершину айсберга. Увы, есть множество нерешенных вопросов, давно набивших оскомину: это и необходимость введения нулевой ставки НДС на услуги въездного туризма, отмены процедуры тендерных закупок на услуги санаторно-курортного лечения. Нас не удовлетворяет состояние работы по обеспечению безопасности туристов. Отдельного разговора требуют проблемы инфраструктуры — состояние и обустройство дорог, транспортное обслуживание, торговля...
Курортно-туристическая сфера — сложная многоотраслевая структура, отдельными вопросами ее функционирования в соответствии с законодательством Украины занимаются порядка десяти ведомств. Сколько же можно поднимать вопрос о необходимости создания самостоятельного центрального органа, который будет, с одной стороны, координировать их действия, с другой — определять перспективу, разрабатывать стратегию и программу развития отрасли, упорно и методично заниматься на государственном уровне решением отраслевых проблем?..
Сейчас опять идут слухи о передаче этих функций из Министерства культуры и туризма в «другие руки». Это не выход. При всем уважении к Министерству культуры и туризма, лично к Юрию Петровичу Богуцкому, настоящему профессионалу и подвижнику культуры, учитывая все многообразие возложенных на это ведомство задач, ему не под силу эффективно управлять курортно-туристической сферой. Не под силу это и другим структурам. Только профильный самостоятельный центральный орган сможет реализовать государственную политику в сфере курортов и туризма.