UA / RU
Поддержать ZN.ua

Быть или не быть международному усыновлению?

Функционирование механизма международного усыновления существенно увеличивает шансы сирот старшей возрастной категории и тяжелобольных детей на воплощение мечты о воспитании в семье. А родительская любовь и забота, домашний уют и материальная поддержка им нужны едва ли не больше всего.

Автор: Наталья Кравченко

В последнее время в обществе все чаще обсуждают вопиющие случаи жестокого обращения с усыновленными детьми - гражданами Украины - за рубежом. Еще не утихли дебаты вокруг трагедии, связанной со смертью Эндрю Артура Батлера, усыновленного в Украине американской семьей, как из США поступило новое сообщение о насилии над тремя детьми, усыновленными, опять-таки в Украине, семьей Дзюбы.

Защита прав детей и, прежде всего, их самой уязвимой категории - детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, - в числе приоритетных задач государства. Создание условий для реализации права каждого ребенка на воспитание в семье является одним из основных принципов государственной политики в сфере социальной защиты детей указанной категории. К возможным формам передачи ребенка на воспитание в семью относится и международное усыновление.

В то же время тема международного усыновления все больше приобретает политическую окраску. И я считаю, что потеря ее социальной наполненности отрицательно повлияет на судьбу каждого ребенка-сироты и лишенного родительской опеки, а их количество в Украине достигает 96 тыс.

Вопрос международного усыновления актуален и потому, что президент Украины в шестой (за последние 12 лет) раз подал на рассмотрение Верховной Рады Украины проект закона о ратификации Конвенции о защите детей и сотрудничестве по межгосударственному усыновлению, принятой 29 мая 1993 г. в Гааге (проект №0014 от 14.01.2013 г.). Сегодня уже в 89 странах мира нормы этой конвенции действуют с целью защиты прав детей, лишенных родительской опеки, усыновленных детей, интересов биологических родителей и усыновителей, поддержки семей, попавших в затруднительное положение. Сторонами конвенции являются все государства, в которые уезжают больше всего усыновленных иностранцами детей - граждан Украины (США, Италия, Испания, Франция, Канада, Израиль).

Армия ненужных детей?

Несмотря на положительную тенденцию уменьшения из года в год количества детей - претендентов на усыновление (с более чем 32 тыс. - в 2008-м до 26 тыс. - в 2012-м), такая большая "армия никому не нужных детей" является большой проблемой для общества. По информации уполномоченного президента Украины по правам ребенка Ю.Павленко, из 98 119 детей - сирот и детей, лишенных родительской опеки, только 13 599 (то есть каждый седьмой ребенок) имеют жилье на праве собственности. По его словам, ежегодно около 12 тыс. таких детей достигают совершеннолетия - и большинство из них не имеют возможности нормально начать взрослую жизнь.

Законодательством Украины и других стран предусмотрены различные формы устройства таких детей. Это опека и попечительство, патронат над детьми, приемная семья, детский дом семейного типа и т.п. Но, безусловно, к самым эффективным формам устройства детей без родительской опеки относится усыновление (удочерение). Ведь только при усыновлении ребенок приобретает все права, которые имеет в семье биологический ребенок. Именно в этом случае пребывание ребенка в семье носит не временный характер, дает ему возможность стать "полноценным" членом общества. Когда речь идет об усыновлении, то самой привлекательной его формой является внутрисемейное усыновление (родственниками), далее - усыновление гражданами Украины и, наконец, усыновление иностранными гражданами.

Международное усыновление - относительно новое явление. Оно распространялось постепенно после Второй мировой войны вплоть до 1970-х гг., когда его количественные показатели резко возросли. Международное сообщество признало, что это явление приводит к серьезным гуманитарным и юридическим проблемам, а отсутствие национальных и международных правовых инструментов вызвало потребность в многостороннем подходе к проблеме.

В декабре 1987 г. Постоянное бюро Гаагской конференции подготовило докладную записку о целесообразности разработки новой конвенции о международном сотрудничестве в области межгосударственного усыновления. Результатом длительной работы стало подписание Конвенции о защите детей и сотрудничестве по межгосударственному усыновлению в 1993 г.

Конвенция основана на принципе субсидиарности, закрепленном в преамбуле и подпункте (b) ст. 4, являющимся ключом к успешному ее пониманию и применению. Он означает, что необходимо приложить все усилия с целью помочь сохранить семью или обеспечить ребенку возможность быть усыновленным, либо быть под опекой внутри страны. Принцип субсидиарности также означает, что процедуры межгосударственного усыновления должны вводиться как неотъемлемая составляющая системы защиты детей и заботы о них, что соответствует приоритетам конвенции. Вместе с тем государства должны также гарантировать, что, пытаясь достичь этой цели, они неосознанно не навредят детям из-за излишнего промедления с окончательным решением проблемы путем межгосударственного усыновления. Государства должны обеспечить в кратчайшие сроки устройство в семью для каждого ребенка, лишенного родителей.

В течение длительного времени в Украине заметна была тенденция доминирования международного усыновления над национальным. Так, по данным Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта, в 2005 г. иностранцы усыновили 2156 детей - граждан Украины, а соотечественники - 1419. Следует отметить, что в последние годы государство стало уделять значительно больше внимания устройству детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, что привело в 2008 г. к превышению количества отечественных усыновлений (2066 детей) над зарубежными (1587 детей). В течение последних пяти лет эта тенденция приобрела стабильный характер. В частности, в 2012 г. граждане Украины усыновили 2016 детей, а иностранцы - лишь 806.

Любопытно, что самое большее количество усыновленных гражданами Украины детей приходится именно на годы финансово-экономического кризиса (2008-й - 2066 усыновленных, 2009-й - 2347). Видимо, сострадание как неотъемлемая черта украинского менталитета лучше проявляется в самые сложные периоды истории.

Однако, по моему мнению, попытка некоторых стран и политических сил закрепить нормативный запрет на усыновление детей иностранцами является необоснованной и может привести к негативному социальному эффекту.

В настоящее время в семьях украинских граждан воспитываются 35 тыс. усыновленных детей, а в семьях иностранцев - 21 721 ребенок из Украины. Учитывая такую ​​статистику, трудно переоценить влияние иностранцев на возможность обеспечить семейным уютом украинских сирот.

География проживания усыновленных детей - граждан Украины - достаточно широка. В США, по состоянию на начало 2013 г., их проживает 8225, в Италии - 6212, Испании - 3121, Франции - 1310, Израиле - 907, ФРГ - 628, в Канаде - 466 (данные по детям в возрасте до 18 лет). К сожалению, судьба многих из них неизвестна, поскольку наша страна до сих пор не является участником международно-правовых механизмов осуществления надзора за правами усыновленных иностранцами детей - граждан Украины. Попытки заключить двусторонние соглашения с принимающими странами безрезультатны, поскольку последние являются членами конвенции и ссылаются на необходимость присоединения к ней и Украины.

О плюсах
и минусах family

Попытаемся выяснить положительные и отрицательные стороны международного усыновления.

К положительным аспектам можно отнести возможность ребенка расти в семейной среде (что самое важное для его полноценного развития) и приобретение имущественных прав наравне с биологическими детьми.

Нет сомнения, что любые формы воспитания не могут конкурировать с семейным. Как метко сказал один из величайших педагогов ХХ в. А.Макаренко: "Семья - естественный первичный очаг, где реализуется красота человеческой жизни, куда приходят отдыхать победные силы человека, где растут и живут дети - главная радость жизни". Вместе с тем определенные трудности, придающие отрицательный окрас теме международного усыновления, всегда были и будут. Ситуация воспитания в семье усыновленного ребенка психологически трудна не только для ребенка, но и для новой семьи, поэтому от нестандартных ситуаций никто не застрахован.

Важным аспектом именно международного усыновления являются возрастные категории усыновленных детей. Так, если соотечественники преимущественно (87%) мечтают о здоровом ребенке в возрасте до пяти лет, то иностранцы не чураются и больных, и ребят постарше. По информации Министерства социальной политики Украины, из общего количества детей, которые могут быть кандидатами на усыновление (около 26 тыс.), подавляющее большинство (24 тыс.) - это дети старше пяти лет и с определенными проблемами здоровья.

Если обратиться к цифрам, то в 2008 г. гражданами Украины (иностранцами) из 2066 (1587) было усыновлено детей до 3 лет - 1449 (388), от 3 до 6 лет - 462 (454), от 6 до 18 лет - 155 (745).

Аналогичная тенденция наблюдалась и в 2012 г., в течение которого гражданами Украины (иностранцами) из 2016 (806) детей усыновлено в возрасте до 1 года - 822 (34), от 1 до 2 лет - 619 (51), от 3 до 5 лет - 381 (156), от 6 до 10 лет - 147 (318) и от 11 до 17 - 47 (247) детей.

Что касается усыновления тяжелобольных детей, то эта статистика также не в пользу граждан Украины. По данным Минздрава Украины, из 253 детей - воспитанников домов ребенка с синдромом Дауна, подлежащих усыновлению в 2009 г., граждане Украины усыновили одного ребенка, а иностранцы - 36. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2011-м: из 173 детей с указанным заболеванием украинцы усыновили троих, а иностранцы - 60. В течение 2012 г. в Украине было усыновлено
58 таких детей, из которых только одного усыновила украинская семья, а 57 - иностранцы.

Поэтому функционирование механизма международного усыновления существенно увеличивает шансы сирот старшей возрастной категории и тяжелобольных детей на воплощение мечты о воспитании в семье. А родительская любовь и забота, домашний уют и материальная поддержка им нужны едва ли не больше всего.

Социальная защищенность усыновленного ребенка, теряющего статус сироты, также значительно выше, ведь он становится полноправным членом семьи, в частности имеет право быть наследником своих родителей. Если рассматривать случаи международного усыновления, то практика показывает, что усыновителями, как правило, являются семьи со средним или высоким уровнем доходов.

Отрицательными чертами международного усыновления можно считать:

- изменение культурной и языковой среды для ребенка, необходимость адаптации в новом обществе;

- отсутствие нормативного урегулирования четкого механизма осуществления надзора за судьбой усыновленных детей за границей;

- отсутствие правовых процедур возврата усыновленных иностранцами детей в Украину в случае грубого нарушения их прав после усыновления и приобретения гражданства другой страны.

Если первый недостаток является объективным и преимущественно временным, то два других полностью зависят от определенности позиции Украины в вопросах защиты своих граждан. Ратификация Украиной Гаагской конвенции введет механизм действенного надзора за судьбами усыновленных детей. Поскольку обязанность отчитываться об адаптации к новым условиям, о состоянии здоровья и условиях проживания усыновленных ляжет непосредственно на принимающую сторону (подпункт (е) ст. 9), эти отношения приобретут публичный характер. Тогда как на сегодняшний день взятое усыновителями-иностранцами нотариально оформленное обязательство (в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 252 Гражданского процессуального кодекса Украины) подавать представителям дипломатического учреждения Украины за границей информацию об усыновленном ребенке и предоставлять возможность общаться с ним, порождает правовые последствия в отношениях между усыновителями и государством Украина только по украинскому законодательству. При этом многолетняя практика работы иностранных дипломатических учреждений Украины свидетельствует о том, что с момента выезда усыновителей за пределы Украины указанные обязательства теряют юридическую силу и часто игнорируются. А если и выполняются, то не из-за наличия какой-то ответственности (так как она вообще отсутствует), а благодаря личной добросовестности усыновителей.

Вместе с тем, необходимо отметить, что Гаагская конвенция не определяет порядок предоставления регулярных отчетов о состоянии отдельных детей после усыновления в течение определенного промежутка времени. Однако законодательство некоторых стран происхождения требует, чтобы принимающие государства направляли такие отчеты в течение нескольких лет. Многие страны требуют от приемных родителей и/или уполномоченных организаций подавать отчеты в течение одного-двух лет после усыновления (Боливия, Кипр, Латвия, Литва). Некоторые - до достижения ребенком совершеннолетия (Эфиопия, Казахстан). Однако на практике государствам, возможно, будет сложно обеспечить выполнение этого требования. Впрочем, будущие приемные родители и уполномоченные организации принимающих государств должны соблюдать эти законодательные требования, особенно если они являются условием передачи ребенка родителям. В этом смысле подачу отчетов после усыновления нельзя считать лишь моральным обязательством. Включение этого требования в соглашение о сотрудничестве или практические договоренности между сторонами конвенции подчеркивает его важность для стран происхождения.

Еще одним препятствием в получении отчетов является то, что во многих государствах право приемных родителей на частную жизнь является основополагающим принципом правопорядка. Так, в США с 1974 г. действует Закон о защите конфиденциальной информации о лице (Privacy Act), согласно которому запрещается собирать, хранить, использовать и распространять информацию о лице без его предварительного согласия. В частности, запрещается разглашать любую информацию о ребенке или иметь доступ к информации о нем без разрешения родителей или законных опекунов ребенка или решения суда. Для обеспечения большей эффективности надзора за судьбой усыновленных иностранцами детей необходимо в перечень документов (п. 33 Порядка осуществления деятельности по усыновлению и осуществлению надзора за соблюдением прав усыновленных детей, утвержденного постановлением Кабмина Украины №905 от 08.10.2008 г.), подаваемых иностранными усыновителями в Департамент семьи и детей Министерства социальной политики Украины, включить письменное разрешение (для граждан США - Privacy Act Waiver Form), оформленное в соответствии с законодательством принимающей страны, - предоставлять государственным органам страны проживания и получать компетентным органам Украины информацию об усыновителе и усыновленном ребенке.

Возвращение домой

Что же касается отсутствия механизмов возвращения детей - граждан Украины из-за границы в случае нарушения их прав, то эта ситуация является объективной реальностью. В последнее время подавляющее большинство государств не признает двойного гражданства, и лица, его имеющие, в отношениях с этими государствами рассматриваются только как граждане конкретной страны. В странах, где проживает наибольшее количество усыновленных из Украины детей, действуют законы, согласно которым усыновленные автоматически приобретают гражданство усыновителей (США, Италия, Израиль). Аналогичная норма содержится и в украинском законодательстве (ст. 11 Закона Украины "О гражданстве Украины"). Подытоживая, можно констатировать, что после въезда усыновленного украинского ребенка на территорию другого государства сотрудникам иностранных дипломатических учреждений Украины придется общаться не с гражданином Украины (согласно ст. 283 Семейного кодекса Украины), а, например, с натурализованным гражданином США. В таком случае следствием лишения родительских прав его усыновителей в США станет не возвращение ребенка в Украину, а передача его в другую американскую семью.

Безусловно, дискуссии на тему, является ли смерть одного усыновленного ребенка или любое насилие над ним ценой счастья тысячи усыновленных, безнравственны. Вместе с тем, считаю, что единственным обоснованием введения моратория на международное усыновление может быть обеспечение стопроцентного устройства детей, лишенных родительского попечения, в украинские семьи. К сожалению, даже усыновления детей соотечественниками и тщательное наблюдение социальных служб не гарантируют им счастливого будущего, о чем свидетельствует трагедия на Луганщине, связанная с убийством двух малолетних усыновленных девочек матерью-героиней.

Вместе с тем от насилия в семье, оставления без родительского попечения, унижения, лишения жизни и т.д. не защищены и биологические дети, что подтверждает ежедневная хроника в СМИ и статистика органов внутренних дел Украины.

Еще одним негативным для детей следствием, связанным с усыновлением, является отмена усыновления. Дети, преданные своими биологическими родителями или пережившие их трагическую потерю, попадают в новую семью, надеясь, что это навсегда. Однако через некоторое время они вынуждены вернуться в интернат и во второй раз разочароваться в возможности быть счастливым ребенком любящих родителей. По данным Министерства социальной политики Украины, из 32 отмененных в 2008-м решений только четыре касаются детей, усыновленных иностранцами, в 2009-м - 3 из 27; 2010-м - 3 из 39; 2011-м - 4 из 48; в 2012-м - 7 из 34. Так что, как видим, статистика говорит не в пользу отечественных усыновителей.

Таким образом, считаю, что присоединение Украины к Конвенции о защите детей и сотрудничестве по межгосударственному усыновлению и внесение изменений в действующее отечественное законодательство будет способствовать налаживанию сотрудничества с государствами, граждане которых усыновляют украинских сирот, а также внедрению механизма реальной защиты прав каждого усыновленного ребенка. И пусть лозунг "Каждому ребенку - свою семью" станет реальностью.