UA / RU
Поддержать ZN.ua

Богдан Струтинский: «Театр — это камертон общества»

Оглядываясь назад, я могу с гордостью сказать, что нам удалось вывести театр на качественно новый уровень. Сегодня Киевская оперетта — один из лучших музыкальных театров Европы.

Автор: Виктория Макаренко

Театральные открытия, как и цыплят из любимой народом поговорки, принято считать по осени. Именно в это, воспетое великими классиками время, становится понятно чего ждать поклонникам Мельпомены в следующем театральном сезоне. 15 сентября свой 78-й сезон открыл Киевский национальный академический театр оперетты. О планах на будущее, выходе из кризиса и проукраинской политике Национальной оперетты рассказал художественный руководитель театра, з. д. и. Украины Богдан Струтинский.

- Столичные театралы помнят, что до недавнего времени Театр оперетты находился в состоянии упадка. Сегодня Национальная оперетта вышла на качественно новый уровень. Действия, предпринятые для этого?

- Когда в 2003 году я возглавил Киевскую оперетту, я был самым молодым художественным руководителем-директором в Украине. И все было бы замечательно, если бы не одно но - театр достался мне в состоянии разрухи. В чем причина упадка? Театром никто не занимался всерьез. Занимались войнами, интригами, сдачей помещений в аренду - чем угодно, только не развитием театра. И это было вдвойне обидно, так как работала очень сильная актерская труппа, которая, кстати, на сцене и до сих пор. Но тогда они простаивали. Актеры рассказывали, что им стыдно говорить о своей работе в Киевской оперетте, так как театр был притчей во языцех. Вокруг оперетты витал незримый, но весьма ощутимый душок вульгарщины, этакий флер маразматирующей барышни, стремящейся произвести впечатление.

Но кроме запущенного творческого процесса не менее острой была проблема финансовая. Я принял театр с минусовым сальдо в 1 млн. 200 тыс. гривен. Было тяжело - львиную долю времени приходилось уделять решению экономических проблем, а не творческой деятельности. Как вышли из кризиса? Я полностью поменял административный состав. Создал отдел маркетинга и рекламы и другие большие важные отделы. Мы придумали слоган. Кардинально изменили стиль афиш, наладили выпуск качественной полиграфической и сувенирной продукции. Сложнее оказалось изменить отношение работников к самому театру, заставить вновь полюбить его, служить ему, а не отрабатывать поденщину.

Я пришел в театр, который не имел даже звания академического. Через полгода звание мы получили. На подходе был большой юбилей - 70-летие театра. Александр Омельченко, экс-мэр Киева, оказал материальную помощь, благодаря которой театр отремонтировали. Я избавился от заплеванных коридоров. Сделал ремонт, поставил вместо урн для курения вазоны с цветами. Я руководствовался формулой: «Этика порождает эстетику, а эстетика - этику». И если театр - храм искусства, то и выглядеть он должен подобающе храму, а не трущобе.

Кроме того, в первый же год мы обновили репертуар и начали активно набирать молодых исполнителей, ведь оперетта - это жанр молодых. К нам в труппу пришли четырнадцать человек. Мы понимали, что масштабные постановки нам пока не по карману и создали в театре Малую сцену, которую позиционировали как салонный театр, и это принесло успех.

Оглядываясь назад, я могу с гордостью сказать, что нам удалось вывести театр на качественно новый уровень. Сегодня Киевская оперетта - один из лучших музыкальных театров Европы. Это не голословные заявления - я вижу как к нам относятся за рубежом, во время гастролей и фестивалей, я вижу реакцию иностранных гостей и дипломатов, которые у нас часто бывают. Кроме того, среди 23 театров Киева у нас самый большой финансовый план, который мы к концу года осилим. Я в этом уверен.

- «Театр и политика» - есть ли у этих компонентов современного социума точки соприкосновения? Как к Национальной оперетте относятся люди, облеченные властью?

- Театр как социальный институт не может быть вне политики. Но у театра должна быть одна политика - государственная, проукраинская, направленная на улучшение страны. Мы живем в этой стране, и все, что происходит на сцене театра, является ответной реакцией на события за его стенами. Театр - это камертон общества. И если режиссер человек мыслящий, он не может быть аполитичным. Он ведь не амеба. Театр интересен, когда он актуален. Зритель может соглашаться, протестовать, ему может нравиться или нет, но он не должен оставаться безразличным. Если зритель безразличен - театр своего задания не выполнил. Театр как пластический хирург, который, делая операцию, устраняет дефекты, оперирует душу, снимая усталость, боль, сомнения. Для меня политика в театре, есть только политикой театра. Творческая жизнь коротка, и нужно успеть прикоснуться к лучшим произведениям мирового искусства.

Что касается поддержки государства - театр получает ее регулярно. Нас поддерживает городская власть. Киевский театр оперетты получил звание «национального», была профинансирована реконструкция здания к чемпионату Евро-2012, да и многое другое. Я благодарен главе КГГА Александру Попову, за то, что его слова влекут за собой действия, а не остаются на уровне пустых разговоров. У Сунь Цзы в «Искусстве войны» есть фраза: «Ты не ставь мне печать, ты дай мне слово». Я это ценю превыше всего.

- Можно ли применить вашу программу воскрешения Театра оперетты к украинской культуре в целом?

- Можно. Эта программа проста в исполнении: закатать рукава и работать. Любить свою работу, любить культуру и быть профессионалом. Кроме того, нужно делать высококлассные проекты, поднимающие престиж страны.

- Жанр мюзикла - один из самых популярных в мире. Какие стереотипы, сложившиеся за годы СССР, мешают украинскому зрителю воспринимать оперетту на том же уровне, на котором воспринимаются мюзиклы в Европе и Америке? Какие шаги предпринимает Киевская оперетта для выхода из этой ситуации?

- Жанр мюзикла действительно очень популярен, но далеко не во всех странах. В Америке мюзикл на первом месте, а старушка-Европа предпочитает классическую оперетту. В Украине классического бродвейского мюзикла нет. Для этого нет помещений, пригодных для масштабных постановок. Зато у нас есть замечательные репертуарные театры.

Какие шаги предпринимаем для популяризации оперетты? Ставим лучшие произведения, которые шли на мировых сценах. Покупаем на них авторские права. Многие из них впервые исполняются в Украине. Для меня это вопрос принципиальный - я хочу, чтобы в Украине звучали лучшие образцы мирового музыкального искусства.

- Костюмы и декорации в Национальной оперетте одни из самых дорогих среди киевских театров. У театра есть меценаты? За счет чего вам удается ставить спектакли такого уровня?

- Есть друзья театра. Вот, например, Киевской оперетте к открытию 78-го театрального сезона при поддержке главы КГГА Александра Попова и компании WOG подарили рояль всемирно известной марки «Стейнвей». Это говорит о том, что в Украине есть еще благородные меценаты, продолжающие традиции Терещенко и Морозовых. Что касается финансирования театра, то с 2007 года все наши проекты мы оплачиваем сами.

- Буквально на днях в театре было открытие нового театрального сезона. Расскажите подробнее о ваших планах.

- Мы планируем поставить бродвейский мюзикл «Целуй меня, Кэт!» Кола Портера. Над ним вместе с нами будет работать известная литовская художник-постановщик Вильма Галикаите. Еще одна премьера будущего сезона - «Театр моды. История одного Кутюрье». Мы хотели его показать еще в 77-м сезоне, но перенесли на 78-й. Это экспериментальный проект, который совершенствуется в процессе работы - меняется форма, решение и даже фабула.

Кроме того, продолжаем работать над детским мюзиклом «Остров сокровищ», который все помнят по одноименному мультфильму. Давид Черкасский и Аркадий Гарцман пишут либретто на музыку Владимира Быстрякова. А еще планируем поставить классическую оперетту - не исключено, что это будет «Венская кровь» И.Штрауса или же одна из оперетт Ж.Оффенбаха - этот композитор сейчас очень популярен в мире. Приходите к нам, и все увидите сами!