UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бессистемная реабилитация

Со времени, когда в больницы начали поступать первые борта с ранеными военными, вопрос восстановления здоровья после травм возник очень остро.

Автор: Ирина Лоюк

И дело здесь не только в лечении. Нужен был такой вид помощи, который обеспечил бы возврат к полноценной жизни с наименьшими изменениями для здоровья. Для этого и существует такая сфера как реабилитация. Наряду с лечением и профилактикой реабилитация считается отдельной стратегией системы здравоохранения.

В обозначенной сфере эксперты трактуют понятие "реабилитация" как восстановление жизнедеятельности. Она должна быть реакцией на определенное нарушение у человека (физическое или психологическое), для устранения которого нужна помощь реабилитологов.

Простой пример. Человек сломал руку. Сразу после попадания в больницу ему должны предоставить помощь не только врач, но и реабилитолог. Задача врача - сложить кости и наложить гипс, задача реабилитолога - сделать так, чтобы рука работала, словно травмы и не было. То есть это не только выздоровление, но и полное восстановление и полноценное функционирование.

Цивилизованная система реабилитации опирается на несколько основных моментов:

- главная цель - предотвращение инвалидизации и, при возможности, полное восстановление;

- реабилитация начинается как можно раньше - сразу после стабилизации пациента;

- работает мультидисциплинарная команда - группа специалистов, которая совместно определяет пути реабилитации и составляет ее индивидуальную программу;

- применение принципов кейс-менеджмента (для организации предоставления помощи конкретному лицу и координации всех ее моментов с различными субъектами реабилитации).

Если коротко охарактеризовать ситуацию с реабилитацией в Украине, то здесь все поставлено с ног на голову. Законодательство о здравоохранении традиционно, как и при советской системе, определяет реабилитацию второстепенным видом медпомощи. Результат - утрачена ее главная цель, нет соответствующих специалистов и системы как таковой. Кроме того, основные реабилитационные меры, согласно Закону "О реабилитации лиц с инвалидностью в Украине", начинаются после того, как человек уже стал таким лицом. О предотвращении инвалидизации даже речь не идет, и любой из нас живет в Украине с большим риском не получить всей возможной помощи и приобрести инвалидность после травмы.

Реабилитация не ограничивается только физической и медицинской реабилитацией. Эксперты также выделяют психологическую, профессиональную, рекреационную, спортивную реабилитацию.

О психологической реабилитации и т.н. развитии этого направления следует говорить отдельно. Ведь с ней связано столько странной деятельности, что свое содержание этот важный вид реабилитации практически утратил.

В частности, в ноябре 2015 г. в Закон Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей" были внесены изменения, предусматривающие обязательное прохождение бесплатной психологической, медико-психологической реабилитации всеми участниками АТО/ООС. Истории, связанные с такой обязанностью, часто смешные, если не сказать печальные: начиная с того, что военные не понимали, почему они должны обращаться к врачам (иногда это были психиатры), и заканчивая тем, что такое обращение со временем превратилось в формальность.

Проблема закона - в полном непонимании его авторами понятия "реабилитация". Ведь, как упомянуто выше, реабилитация - это восстановление после нарушений. А если нарушений не было, и человек достаточно спокойно относится к участию в боевых действиях? Или если, находясь в районах АТО/ООС, человек был далеко от места боевых действий? Человек не получил повреждений, поэтому проводить относительно неповрежденного восстановительные меры, мягко говоря, неразумно.

Другой пример непонимания сути реабилитации, возмутивший украинцев, - это выделение средств для психологической реабилитации в санатории "Женева". Здесь средства бюджетной программы тратились на что угодно, только не на психологическую реабилитацию, какой она должна быть.

Но не следует сосредоточиваться только на негативных примерах. Следует вспомнить и о том, как положительно влияет на ветеранов с инвалидностью спортивная реабилитация. Ее результаты мы наблюдали во время Игр непокоренных. Эта инициатива требует системного внедрения и поддержки как мощное и действенное средство реабилитации лиц с инвалидностью. Лучше всего этому поспособствовало бы принятие соответствующего закона.

История намерений создать адекватную систему реабилитации в Украине получила новое развитие после приезда в декабре 2015 г. Миссии ВОЗ по вопросам реабилитации и определения состояния лиц с инвалидностью. В отчете миссии указано на несоответствие реабилитации в Украине стандартам предоставления реабилитационной помощи, в частности выделены проблемы, о которых шла речь выше. Боевые действия на Востоке Украины продолжаются, военные возвращаются с фронта. Это должно было бы консолидировать и побуждать соответственные органы власти начать, наконец, адекватные действия для построения системы реабилитации, но этого не произошло. Все, что происходило дальше, стало результатом борьбы амбиций и нежелания представителей власти сотрудничать.

Так, при комитете ВР по вопросам здравоохранения был создан координационный совет по вопросам реабилитации и рабочая группа по разработке проекта закона Украины "О предупреждении инвалидности и системе реабилитации в Украине". К работе привлекли большое количество специалистов, которые усердно трудились над текстом проекта. Но законопроект №4458 от 15.04.2016 г. настолько не соответствовал наработанному, не удовлетворял потребности страны и требования новой системы, что отдельные эксперты-соавторы отозвали свои подписи, и документ был возвращен на доработку.

В 2017 г. в АП образовали рабочую группу при офисе уполномоченного по вопросам реабилитации участников боевых действий. Привлеченные специалисты, разочарованные в предыдущем законопроекте, работали на волонтерских началах ради создания адекватной системы реабилитации. Законопроект "О системе реабилитации", позже превратившийся (ввиду политических течений в стране) в проект закона "О реабилитации лиц, входящих в состав сил безопасности и сил обороны, и некоторых других лиц", который учитывает все рекомендации, предоставленные Миссией ВОЗ, был отправлен для проработки в заинтересованные министерства, структуры и ведомства сектора безопасности и обороны. Его, наконец, презентуют и обсуждают с иностранными специалистами. Обработано около 500 замечаний от более чем 50 человек. Но на последнем этапе Минздрав отвергает его, потому что у него собственные планы по реабилитации.

Что происходит в Минздраве? Министерство не видит реабилитацию отдельной стратегией здравоохранения и считает свою позицию единственно правильной. Эти вопросы в МЗ подчинены директорату медицинских услуг. Отдельные представители министерства, эксперты, привлеченные за средства международной технической помощи, уже несколько лет работают над созданием нормативного документа о реабилитации. Сначала они обещали собственный закон о реабилитации. Но из-за конфликта между министерством и профильным комитетом ВР эту идею отвергли. И пообещали постановление Кабмина или приказ министерства о реабилитации.

На сегодняшний день эти документы не обнародованы. В министерстве уверяют: определенные действия по усовершенствованию реабилитационной помощи запланированы на время внедрения реформы вторичного звена медпомощи, т.е. с 2020 г. Удастся ли это? Ведь до сих пор неизвестно, какими будут решения новой власти. В то же время, сотрудничая с АП, можно было решить проблемы в отношениях с профильным комитетом и создать нужную стране систему реабилитации.

Но на конец 2018 г. имеем более 3 тыс. человек с инвалидностью (вызванной участием в АТО), которые не получили цивилизованную реабилитационную помощь. Возможно, такую инвалидность в отдельных случаях можно было бы предотвратить. На протяжении 2014–2018 гг. около тысячи человек было направлено в США, Германию, Литву, Чехию, Израиль и другие страны на лечение и реабилитацию, поскольку Украина помочь не способна.

В результате страдают не только раненые и искалеченные бойцы. Без адекватной помощи остается целая страна. И можно только надеяться, что когда-то цивилизованная система реабилитации в Украине все же заработает. Хотя бы для наших детей.