UA / RU
Поддержать ZN.ua

Андрей Слюсарчук: «Мозг можно накачать, как любую мышцу»

Как стало недавно известно, группа украинских ученых разработала новые образовательные технологии, которые при грамотном внедрении в жизнь способны осуществить настоящий «Украинский прорыв».

Автор: Наталья Тимошенко

Как стало недавно известно, группа украинских ученых - профессоров и доцентов Львовской политехники - разработала новые образовательные технологии, которые при грамотном внедрении в жизнь способны осуществить настоящий «Украинский прорыв». Но не тот, эфемерный, о котором говорили в свое время обанкротившиеся со временем политики, а настоящий, живой, ощутимый. Который продвинет украинскую научно-образовательную отрасль далеко вперед. Если, конечно, никто не будет совать палки в колеса, как часто у нас бывает. В двух словах: научная работа львовских ученых, выдвинутая, кстати, на получение Государственной премии Украины в сфере образования, касается новейших технологий подачи, запоминания и обработки информации в учебном процессе.

Чтобы широкая общественность поняла, что это такое, 27 апреля в Президент-палаце состоится что-то вроде презентации - демонстрационный сеанс того, чего можно достичь, пользуясь изобретенными методиками. Известный нейрохирург, нейрофизиолог и клинический психоаналитик Андрей Слюсарчук, который неоднократно доказывал и демонстрировал на практике неограниченные возможности человеческого мозга, продемонстрирует следующий шаг в развитии своей уникальной способности запоминать невероятные объемы информации. Это будет сделано на примере шахматной игры.

Слюсарчук, который специализируется на изучении мозга и разработке технологий углубления памяти, планирует обыграть шахматную программу Rybka-4 - за счет изучения комбинаторики игры, «записав» в память несколько миллиардов комбинаций шахматных дебютов, а также благодаря мгновенному интеллектуальному анализу и работе с информацией в реальном времени.

Следует отметить, что играть в шахматы Слюсарчук начал лишь полгода назад. За эти несколько месяцев благодаря своим разработкам (в рамках упомянутой научной работы) он достиг уровня гроссмейстеров с шахматным стажем в несколько десятилетий, с чем они (гроссмейстеры) вынуждены согласиться. Компьютерную программу Rybka-4, изобретенную несколько лет тому назад мастером международного класса Васиком Райлихом, не удалось одолеть ни одному гроссмейстеру - даже с мировым именем.

На стремление профессора победить компьютерный мозг можно было бы смотреть довольно скептически, если бы он уже не продемонстрировал это на предыдущей (пробной) игре в узком кругу специалистов, которые до сих пор не могут отойти от шока. Слюсарчук не просто обыграл «Рыбку» без какой-либо форы, он сделал это вслепую! Предварительно его буквально обыскали металлоискателем на предмет возможных вспомогательных устройств. Кстати, во время «игры века» 27 апреля, где будут присутствовать все шахматные и научные светила, журналисты и (наконец!) представители власти, тоже применят беспрецедентные способы безопасности - все радиочастоты, которые могли бы повлиять на чистоту научного эксперимента (именно так называет Андрей Тихонович эту демонстрационную игру), заглушат, а компьютеры, задействованные в игре, не будут иметь модемов и других модулей обеспечения связи.

Хотя говорить о какой-то возможной помощи извне в этой ситуации, наверное, не имеет смысла. «Мы можем отвергнуть любые подозрения в нечестности или подсказках - это полный бред, - отметил после окончания той, предыдущей, игры присутствовавший на ней почетный вице-президент ФШУ, международный арбитр Леонид Боданкин. - Ведь мы имеем дело с такой нестандартной игрой, что любая «помощь» просто исключена. Компьютер так не играет, но... так не играют и профессиональные шахматисты! Для нас самое интересное теперь то, как он думает, как принимает решение, какую логику игры применяет… Поскольку то, что мы видели, - уникально и очень интересно с точки зрения мировой шахматной науки, по крайней мере до сих пор с таким явлением шахматный мир еще не сталкивался».

Нам тоже стало интересно, как и что думает гениальный украинский ученый по поводу своего очередного рекорда.

- Андрей Тихонович, скажите честно, как вам это удается? Весь секрет в вашей феноменальной памяти? Все же помнят, как вы ставили рекорды, запоминая тридцать миллионов цифр числа пи и цитировали любой отрывок из 20 тысяч прочитанных вами книг…

- Кстати, в процессе подготовки к игре я прочитал и запомнил еще 2600 книг по истории и теории шахмат, - улыбается Слюсарчук. - Нет, дело здесь не только в памяти. Конечно, память играет неоценимую роль, но к ее возможностям подключается способность мгновенного анализа. Я запомнил миллиарды комбинаций и вариантов развития ситуации. Но из всех этих миллиардов нужно выбрать единственно правильный вариант. Таким образом, к феномену памяти подключается аналитический сегмент. Моя цель - показать, насколько человеческий мозг может быть эффективнее «машинного». И, поймите правильно, здесь дело не только в моих способностях. Я пользуюсь своими технологиями тренировки мозга, и этот научный эксперимент как раз доказательство того, что мозг можно накачивать, как любые мышцы, можно обучать его решать новые сверхсложные задачи.

- Именно поэтому на вас так «запали» работники образования?

- Очевидно, они увидели, что за этими технологиями - будущее. Ведь я во время нашей научной работы положил начало реализации инициативной образовательной научно-исследовательской программы «Шаг за горизонт», в рамках которой впервые провел исследования и получил экспериментальные подтверждения наработанных научных гипотез, разработанных принципов и научных методик расширения ресурсов человеческого мозга для запоминания и обработки сверхбольших объемов информации, исследовав особенности использования этих информационных технологий в процессах обучения. Кроме того, провел научную разработку образовательных методик, не имеющих аналогов и прототипов. Без лишней скромности скажу, что впервые в мировой практике разработаны научные концепции и образовательные методики запоминания человеком сверхбольших объемов информации на основе нейролингвистического подхода к когнитивной функции памяти как психического феномена, проведено определение места психической функции в процессе запоминания и воспроизведения информации.

- А правда ли, что человеческий мозг используется всего на десять процентов?

- Нет, это миф, и я неоднократно уже об этом говорил. Еще раз повторяю: мозг можно накачать, как любую мышцу, это так. Но, к сожалению, нейробиологи пока не нашли в нем какого-то неисчерпаемого резерва. Скажу больше. Исследования показали, что ни один из так называемых стимуляторов умственной деятельности не вызывает слишком продолжительной трудоспособности мозга. Поэтому предположение, будто все 90 процентов мозга у человека отдыхают, у меня всегда вызывало сомнения. Во-первых, это было бы слишком неэкономно и нерационально с точки зрения матушки-природы, а она обычно знает, что делает. Во-вторых, можно посмотреть на многочисленные факты из сферы клинической
неврологии и нейрохирургии. Потеря даже небольшой части мозга несет для организма катастрофические последствия. В головном мозге нет, похоже, ни одной структуры, повреждение которой - скажем, в результате травмы или инсульта - не вызывало бы у человека серьезного физиологического нарушения. И, между прочим, электрическая стимуляция различных участков головного мозга во время нейрохирургических операций также не смогла выявить каких-то «спящих» или незадействованных участков.

- Хорошо, подойдем с другой стороны. Вернемся к памяти. Человек же не помнит абсолютно всего, что с ним когда-то было. Куда девается информация, которая не осталась в памяти? Утилизируется? Или, может, все-таки оседает именно в тех незадействованных участках, чтобы когда-то всплыть, - ведь и такое бывает?

- Случается. Но со «спящими» участками мозга это не имеет никакой связи. Это из совсем другой оперы. Вот смотрите. После серии экспериментов над человеческим мозгом мы открыли механизм работы памяти. Оказалось, что человек ничего не забывает. То есть совсем ничего. Все, что мы когда-то видели, слышали, ощущали, хранится, как в банке данных, в височных долях серого вещества и теоретически может быть вызвано снова. Скорость восстановления информации в ответственных за память участках коры мозга в несколько раз медленнее, чем ее запоминание, и потому информационный поток, как вы сказали, как будто оседает в голове. Показательны в этом смысле случаи, когда люди оказываются на грани жизни и смерти. Многие рассказывают, что в такие моменты - а от начала процесса до его завершения пролетают считанные секунды - в памяти как будто раскручивается кинолента, но только в обратную сторону. Человек видит свою жизнь до самого детства, часто вспоминая подробности, о которых давно забыл. Таким образом мозг в экстремальной ситуации ищет среди всего жизненного опыта подобные моменты, чтобы найти единственно правильное решение для спасения организма. Похоже даже на то, что при необходимости мозг ускоряет свое внутреннее «биологическое» время - в поисках ответа. Я пришел к выводу, что мозг не просто функционирует, как другие органы, а живет своей жизнью. Но тем не менее человек может по собственному желанию вызывать из памяти абсолютно все, что с ним происходило. Однако чем мы старше, тем труднее это сделать. С годами память становится выборочной - например, пожилые люди хорошо помнят детство, но не могут вспомнить, что с ними было накануне. Когда тайны памяти будут разгаданы, я уверен, что с такими болезнями, как склероз, человечество распрощается навсегда.

- А вы сами не пытались раскрыть эти тайны?

- Конечно, пытался. И не оставляю своих попыток. Я вообще работаю сейчас над многими темами. Одно из самых больших желаний - понять, какие механизмы работы мозга лежат в основе нашего когнитивного поведения. Вот, скажем, я попрошу вас рассказать о каком-то эпизоде из прошлого, например, о вашей студенческой жизни, рассказ, пожалуй, займет несколько вечеров. Так где хранятся все эти тонны информации в мозгу, как мы находим нужные файлы и связываем их вместе? Ответ прост. Где-то в глубинах нашего мозга существует определенная «лампочка», которая загорается всегда, когда нам нужно что-то вспомнить. Она отбрасывает нас в прошлое и воссоздает в деталях тот временной интервал, где произошло упомянутое событие. Если говорить языком нейрофизиологии, эта «лампочка» освещает именно тот ансамбль нейронов в мозгу, из которого постепенно вырисовывается снимок события - объекта нашего воспоминания. Все его пространственно-временные и даже эмоционально-когнитивные детали. Теоретически это может продолжаться бесконечно - одна история цепляется за другую, а та - еще за десять. Что здесь удивительно? Если полностью ограничить вход любой информации извне в наш мозг, эта «лампочка» все равно будет загораться и спонтанно запускать цепочки нейронных ансамблей из прошлого. Без этого невозможен ни один когнитивный акт. Вот эти вопросы мы и пытаемся сейчас изучать. Но пока что, к сожалению, в этом смысле похвалиться ничем. Одни лишь гипотезы…

- А не является ли эта спонтанная активность мозга, так сказать, шумовым препятствием для «реальной» жизненно важной деятельности?

- Я вижу, вы уже почти в теме. Что ж, многие из ученых рассматривают это как проблему. Они говорят: «Спонтанная активность мозга - шум, который не несет никакой полезной информации, и потому должен быть отфильтрован мозгом при осуществлении вычислительных операций». А для меня этот «шум» - интереснейшая часть когнитивной деятельности мозга, потенциальный источник нашего интеллекта.

- Андрей Тихонович, вы еще надеетесь, что в Украине будет создан Институт мозга?

- Создание Института мозга - главная цель моей жизни. Я уже очень много об этом говорил - для чего и зачем он нужен, не хочу повторяться. Если бы не надеялся (несмотря ни на что), пожалуй, уже выехал бы отсюда, логично? Надежда, как известно, умирает последней. Может, и дождусь...

- Готовясь к интервью, я «полистала» Интернет, и, знаете, у вас таки много недоброжелателей. В частности, по поводу этого шахматного матча, который должен состояться… Кто-то говорит о трюках, о фокусах, о том, что у вас образования нет…

- Вы мои дипломы видели?

- Абсолютно все. Но, знаете, как в том анекдоте: «докажи теперь, что у тебя нет дочери»…

- Я уже устал что-то кому-то доказывать. Кто захочет - сам все увидит. Что я могу еще сказать? Бог им судья. Я всегда иду с открытым забралом, никогда не прячусь под непонятными никами на интернет-форумах. Если у кого-то есть сомнения в моей честности или моем умении, пусть становится рядом, посоревнуемся интеллектами. Я же не прячусь ни от кого и не скрываю своих намерений. Я хочу лишь одного - чтобы мои знания и мой талант в этой стране были затребованы. Я хочу приносить пользу здесь, а не где-то на чужбине, это же нормально. Ну а те, кто пытается меня травить или вешать на меня каких-то собак, очевидно, хотят чего-то другого...

Объективка ZN.UA

Андрей Слюсарчук - профессор-нейрохирург, клинический психоаналитик, нейропсихолог. Родился в семье врачей в Виннице. Школу закончил в девять лет, прочитал и запомнил много медицинской литературы. После трагической гибели родителей оказался в детском доме. В 12 лет был зачислен в Московский медуниверситет им. Пирогова. Закончил его в 17 лет. В двадцать семь защитил докторскую диссертацию. Сейчас проводит сложные нейрохирургические операции в Украине и за ее пределами, изучает на личном примере феномен человеческой памяти. Последний рекорд, поставленный им в
2009 году, - 30 миллионов цифр числа пи. Помнит тексты 20 тысяч книг. Разрабатывает технологии лечения эпилепсии, болезни Альцгеймера, различных видов зависимости.