UA / RU
Поддержать ZN.ua

В Стратегию развития Киева заложены индикаторы, не соответствующие мировой практике

Разработчики Стратегии развития Киева до 2025 года положили в основу измерения уровня развития города два индикатора — валовой региональный продукт (ВРП) и индекс комфорта жизни (ИКЖ).

Выбор первого - достаточно спорный, ведь для человека более важно не то, сколько производят мартены и элеваторы, а реальное соотношение его зарплаты или пенсии с ценами на продукты, платой за ЖКУ и за проезд в транспорте, пишет в своей статье для ZN.UA директор «Института города» Александр Сергиенко. По его словам, во всем мире уровень развития страны определяется по индексу человеческого развития (ежегодно его публикует ООН), куда входит три показателя: благосостояние (доход на душу населения, откорректированный по ценам), уровень образования (грамотность и общее) и продолжительность жизни. На этом фоне ВРП - скорее производственный или бизнес-показатель, а отнюдь не социальный.

Второй индикатор, ИКЖ, вообще доморощенный, он изобретен разработчиками специально для Стратегии. Туда входит 16 показателей: длина линий общественного транспорта, площадь дорог (% территории), число частных автомобилей (на кв. км), количество пострадавших в ДТП (на км), протяженность водопровода, канализации, электрических сетей (почему-то нет теплосетей), площадь жилфонда, продолжительность жизни и заболеваемость, вредные выбросы, отношение числа учеников к числу учителей, рейтинговый показатель качества образования, количество преступлений, число музеев и кинотеат­ров.

Стратегия обещает, что за 15 лет ВРП вырастет в 2 раза, а ИКЖ - в 1,7 раза. Если первую цифру еще можно оправдать, сделав экстраполяцию по росту ВРП за предыдущие годы, то рост индекса комфорта ничем не обоснован, более того, по некоторым показателям вызывает, мягко говоря, недоумение.

Например, площадь дорог должна увеличиться в три раза при неизменной площади города. Фактически это означает, что каждая существующая улица должна быть расширена в три раза или, что на тех, относительно небольших площадях, отведенных под застройку, надо проложить в два раза больше дорог, чем сейчас есть в Киеве.

В целом выбор показателей для индекса комфорта далеко не полный. В разделе экологии не учитываются площади парков, пляжей, пригородных лесов и другие рекреационные показатели. Нет оценок по стадионам, бассейнам, спортивным залам. В одну кучу свалены маршруты трамваев и линии метро, хотя объем перевозок в них отличается в десятки раз.

Подробнее читайте в свежем выпуске «Зеркала недели. Украина» в статье Александра Сергиенко «Киев: стратегия смыслов или набор деклараций?»