Причинами упадка математического образования в Украине является его чрезмерная гуманизация, нехватка качественных учебников, нехватка квалифицированных педагогов. Об этом работники образования рассказали ZN.UA.
Сергей Раков, начальник отдела научного обеспечения Украинского центра оценивания качества образования, доктор педагогических наук, профессор кафедры информатики Харьковского национального университета имени Сковороды, сетует на чрезмерную гуманизацию образования.
"Национальные приоритеты в образовании должны включать и математику, и государственный язык, как это делается в цивилизованных странах. Это означает, что все предметы являются обязательными на выпускных экзаменах. Однако есть много других признаков приоритетности: техническое, кадровое, методическое обеспечение преподавания дисциплины", - отметил он.
Большой проблемой считают эксперты изъятие из задач независимого тестирования открытой части с обоснованием ответа. «В таких задачах нужно было не только решить задачу, но и привести обоснование каждого логического шага (заметим, что, например, Россия в задачах ЕГЭ по математике увеличила количество таких задач до шести). После исключения этих задач из нашего ВНО по математике многие педагоги уже значительно меньше уделяют внимания обоснованию утверждений уроках (учат в основном только тому, что будут проверять), и, как следствие, многие выпускники школ не умеют логически рассуждать», - отметил Евгений Нелин, автор учебников по алгебре для 10-11 классов.
Не меньше нареканий специалистов вызывают сборники заданий для государственной итоговой аттестации выпускников, которые, так же, как и ВНО, являются ориентиром для учителей и учеников. «На сегодняшний день мы имеем сборники крайне низкого уровня. Они содержат грубые математические и методические ошибки и являются фактически свалкой задач», - отмечает профессор КНУ им. Шевченко Дмитрий Номировский.
Катализатором кризиса математического образования можно считать и отказ от 12-летней профильной школы. Сергей Раков объясняет: «В старшей школе (11-12 классы) в цивилизованных странах никого не тянут. Там в старшей школе учатся мотивированные ученики, а не лоботрясы, которые знают, что, как бы не учились, по окончании все равно получат аттестат вместе с правом поступления в университет. Причем в аттестате не будет плохих оценок. У нас их просто не ставят. И это еще одна причина кризиса образования. Хотя в мировой практике примерно 10% выпускников получают неудовлетворительную оценку с правом на пересдачу в последующие годы».
Низкий социальный статус учителя, что приводит к оттоку талантливой молодежи школ, - также фактор деградации математического образования. Квалифицированных педагогических кадров в школе катастрофически не хватает, а потому очень немногим ученикам школа прививает любовь к математике.
Владимир Ковтунец, эксперт USETI (международной инициативы по внедрению в Украине ВНО - ред.), убежден, что, несмотря на заявления о компетентностном подходе, учебная программа ориентирована на запоминание и воспроизведение знаний, ею предусмотрено достижение понимания природы математических формул и правил. А в отдельных случаях ее структура такова, что лишает среднестатистического учителя и ученика возможности понять формулы и правила. Существенным недостатком программы, по мнению эксперта, является включение материала для ознакомления в определенную тему без связи с ней. Перегружена новая программа и неосновным материалом.
Новая программа по математике унаследовала много плюсов и минусов старой. А большинство экспертов отмечает, что эти две программы практически не отличаются друг от друга. И даже учебники, написанные по старой программе, можно использовать для обучения по новой.
Но и сторонники, и критики новой программы единодушны в одном: при нынешнем количестве уроков математики (две алгебры и две геометрии в неделю), охватить такой объем материала нереально.
Подробности читайте в свежем номере «Зеркала недели. Украина» в статье Оксаны Онищенко «Математика - царица наук или задняя педаль токарного станка?». !zn
Читайте также:
Какому языку Рада не помеха, или Как министр образования манипулирует фактами о русскоязычных классах
Ежики в тумане, или Чему учат в школе?
Когда в наши университеты вернется наука?