UA / RU
Поддержать ZN.ua

Коллапс образовательной системы в Украине: основные причины

Коллапс образовательной системы в Украине имеет три источника и три основных составляющих. Это - архаичная система управления образовательной отраслью, отсутствие эффективного финансового менеджмента в образовании, катастрофическое отставание образовательной жизни от общественных потребностей.

Об этом в своей статье для «Зеркала недели. Украина» пишет доктор педагогических наук, профессор Игорь Ликарчук.

По его словам, несмотря на то, что за годы независимости изменились общественные запросы, государственная идеология и экономика, а соответственно и требования к образованию, система управления не претерпела особых изменений: «Более того, в процессе многочисленных административных реформ она многое потеряла. В частности исчезла четкая «управленческая вертикаль». В итоге Министерство образования и науки лишь формально влияет на назначение и деятельность руководителей областных органов управления образованием, не говоря уже о руководителях регионального уровня и директорах общеобразовательных учебных заведений».

Вместо этого за годы независимости система управления украинским образованием приобрела другие черты. «В первую очередь достигла своего апогея абсолютизация власти бюрократии в системе образования. Ярким подтверждением тому являются последние увольнения и назначения ректоров ряда украинских университетов, принятие местными органами власти решений о ликвидации общеобразовательных школ по языковому признаку и без согласования с потребителями их образовательных услуг, ситуация с изданием учебников и тому подобное», - пишет И.Ликарчук.

По его словам, в то время, когда во всех развитых странах мира одной из главных составляющих реформирования системы образования является децентрализация управления образовательными заведениями, переход к самоуправляющимся формам управления ими, в Украине проходят противоположные процессы.

«Это же касается и контроля за образовательной деятельностью. Если в других странах такой контроль осуществляют многочисленные общественные организации педагогов и работодателей, деятельность которых поддерживают и инициируют государство или уполномоченные и независимые властные структуры, то у нас все контрольные функции сосредоточены в руках образовательного министерства, - отмечает профессор. - Другими словами, в Украине создана такая система управления отраслью, которая обеспечила ведомственную приватизацию образовательной политики, бюрократический реванш, коррупцию и массовую безответственность за результаты деятельности системы в целом».

Вторым фактором кризиса в образовательной системе Украины автор называет экономическую ситуацию в этой отрасли: «За постоянными разговорами о недостаточном финансировании образования в государстве забыли, что есть такое понятие, как эффективное управление образовательными финансами».

И.Ликарчук отмечает необходимость изменить общую методологию финансирования образования. По его словам, речь идет о переходе от финансирования расходов на содержание заведений образования к финансированию расходов на обучение одного ученика, студента, слушателя по принципу своеобразной «образовательной корзины» - так, как это делается в ряде стран мира.

«Третий источник и третья составляющая коллапса предопределены тем, что украинское образование на протяжении последних двадцати лет потеряло общественные ориентиры своей деятельности, не научилось ориентироваться на образовательные запросы общества и его отдельных граждан. В Украине, в отличие от других государств мира, не существует практики формирования образовательных целей гражданским обществом», - пишет профессор.

Подробнее читайте в свежем номере «Зеркала недели. Украина» в статье Игоря Ликарчука «Коллапс украинского образования».