UA / RU
Поддержать ZN.ua

Желательные отставки и неприемлемые назначения

Автор: Юлия Самаева

Все высокопоставленные чиновники, покидающие свои должности на этой неделе, должны были сделать это давно. Все, кто займет новые должности, не должны были делать этого никогда. Беда в том, что и первые, и вторые — одни и те же люди. Их вообще не должно было здесь быть, но они есть и кружатся на властной карусели, пересаживаясь со слоника на лошадку, а с лошадки на тигра. Тут они ковбои, тут — индийские раджи, а тут — британские послы.

Может, остановим карусель хотя бы на минутку? Тошнит...

Итак, министр обороны Алексей Резников наконец уходит. Для этого понадобились «яйца по 17»,«летне-зимние» куртки, некачественные бронежилеты, вегетарианские сухпайки по цене стейков и двойная порция неадекватной реакции коммуникаторщиков МО и лично экс-министра на каждую из этих историй. И это только верхушка действий, есть же еще пропасть бездеятельности…

Читайте также: Оборонный комитет ВР поддержал отставку Резникова

Но ведь дальше только победы, а как иначе? Даже если Резников удивительным образом не полетит послом в Великобританию (а вдруг Лондон отважится и погнушается), он точно не летит в СИЗО к своему экс-заместителю Вячеславу Шаповалову и руководителю закупочного департамента Богдану Хмельницкому. Резников, несмотря на все, — персона грата, государственник и лидер. Такой социальный капитал на коррупции во вверенном министерстве можно приобрести только в Украине. Да еще и в заявлении об отставке отметить не как причину увольнения, а как достижение, что «в оборонном ведомстве проведены реформы в сфере закупок».

Новый министр обороны — Рустем Умеров, руководитель Фонда госимущества. Хорошо, что у нас так много вакантных должностей послов, — хоть так закроем потребность.

Не будем останавливаться на том, кто предлагал на старте переговоров о зерновом соглашении продать ВСЕ наше зерно Турции, разбираться, кто входил в делегацию, возившую крайне сомнительные предложения на переговоры в ту же Турцию и в Беларусь, вспоминать, кто еще до войны был посредником во время конфликта между Банковой и Ахметовым. Проанализируем то, за что Умерова хвалят.

Читайте также: Смена Резникова на Умерова не изменит систему Минобороны – Бутусов

Нынешние достижения Умерова в Фонде госимущества — это, скорее, достижения его предшественников, наладивших нормальные конкурентные продажи объектов так называемой малой приватизации.

Это как открыть магазин «все по 10 грн» и радоваться, что туда постоянно кто-то заходит. Ах, у нас рекорд десятилетия — за восемь месяцев 2023 года Фонд наторговал на 2,5 млрд грн! Серьезно?! В 2021-м, при Дмитрии Сенниченко, годовая прибыль от приватизации составляла 5,1 млрд грн, то есть за восемь месяцев 2021-го было где-то около 3,5 млрд. Это тоже, замечу, был рекорд десятилетия, и Умеров его вовсе не побил: при Сенниченко за месяц в среднем выторговывали на 400 млн грн, при Умерове — на 300 млн.

Напомните, кстати, а где сейчас Сенниченко? Вообще где-то в Испании начинает новую жизнь, но здесь, в Украине, он в розыске по подозрению в создании преступной организации и завладении средствами Одесского припортового завода (ОПЗ) и Объединенной горно-химической компании (ОГХК). Получается, количество проданных столовых и клубов не такой уж и релевантный критерий для оценки менеджерских качеств руководителя ФГИУ. Настоящим краш-тестом Умерова стала бы большая приватизация, вот те «опз» и «огхк».

Взрослый бутик, рядом со «все по 10 грн», должен был бы заработать где-то до конца года. Поверьте, Умеров очень хотел сбежать из Фонда к этому времени.

Все просто, большая приватизация — это не столько большие деньги, сколько большие (буквально государственных масштабов) хлопоты. Все эти наши «инвестиционные жемчужины» очень проблемные, убыточные, в долгах, в судах, со стремными структурами собственности, контролируемые разными и быстротечными «группами влияния» и никогда не контролируемые государством в лице Фонда.

Если десять лет назад мы еще могли крутить носом, рассказывая, что главное при продаже не продешевить, то сейчас нам бы просто найти безумцев, которые хотя бы зашли посмотреть на ассортимент.

Государственный подход был бы следующим: разобраться с судами и по возможности с долгами, навести порядок в активах, найдя утерянное, восстановив влияние и «потеряв» в процессе всех, кем обросли компании за годы. Не столько ради цены, хотя она тоже имеет значение, сколько ради спроса как такого. Речь не о том, продавать Запорожец на ходу подкрашенным и помытым или грязным и в ржавчине. Мы продаем Запорожец без задних колес, передних сидений и карбюратора. Такой уже и на разборку не берут.

Как у нас дела с поиском карбюраторов во времена инжекторов, хорошо иллюстрирует продажа компании «Инвестагро», пока первого и очень условно крупного актива, который пытался сбыть ФГИУ. Задолженность компании 17 млн грн, стоимость активов — менее 4 млн, а вся недвижимость под запретом отчуждения. Продавали как есть, условие было одно — за первое полугодие погасить долги перед бюджетом и работниками, суммарно в миллион гривен. На первый аукцион никто не пришел, повторный «за полцены» тоже не состоялся. Вот странно, никто не берет такую ягодку!

Читайте также: ВАКС конфисковал часть имущества российского миллиардера Шелкова в Украине

Конечно, Фонд должен был попытаться и долговую нагрузку снизить, и отягощение на имущество снять, и долги с контрагентов взыскать (а это 40% балансовой стоимости компании), но Рустем Умеров исповедует другие подходы. Мудрый народ о таких обычно говорит: «Стук-грюк, аби з рук». Место ли таким в ключевом ведомстве, обеспечивающем фронт? Потому что Умеров — ветеран подковерных историй?

Такое себе приобретение для Министерства обороны воюющей страны, которое в последние полгода не вылезает из коррупционных скандалов и все время войны — из управленческого хаоса. Поэтому вряд ли этих проблем станет меньше при новом министре. Точно станет больше разве что турецких товаров в наших и без того напоминающих стамбульский базар закупках. И да, влияния подчеркнуто нейтрального Эрдогана на нашу внутреннюю политику, которого уже слишком много. И да, посылов, что западные партнеры не такие уж и партнеры, вон турки, эмиры с китайцами вокруг Украины вьются и никаких требований ей не выдвигают, просто деньги дают. Умеров как раз для этого идеальный динамик.

Вместо Умерова Фондом госимущества будет руководить Ольга Пищанская из Антимонопольного комитета… Кто следит за делами АМКУ, тот знает, почему там стоит это троеточие.

С 2019 года АМКУ хронически забывает составлять какие-либо планы работы, соответственно, отчитываться очень просто, они всегда молодцы! Работа кипит и штрафы за изображение молочая на шампуне со зверобоем выписываются регулярно. Коэффициент эффективности, который АМКУ сам себе привязал к количеству выданных (не оплаченных) штрафов, — больше, чем до войны. Всем бы так!

В части реально важных вещей, таких как картельные сговоры, концентрации или те же публичные закупки, АМКУ не делает ничего.

Например, Антимонопольный сознательно саботирует решение правительства от октября 2021 года о создании в структуре АМКУ комиссии по рассмотрению жалоб в сфере публичных закупок, тех самых, которые открыли Резникову путь в Лондон. Действительно, кому она нужна?! Слив дела о «Роттердаме+» и мизерный штраф «ДТЭКовцям» за злоупотребления монопольным положением в Бурштынском энергоострове — это тоже Пищанская. Игнорирование жалоб потребителей на «дорожный картель» и злоупотребления ДТЭК на рынке электроэнергии — Пищанская. Прощеный штраф в пять миллиардов гривен сети АЗС Коломойского — Пищанская.

Она, вероятно, конфуцианка — сидит на берегу реки и ждет, пока мимо поплывут трупы всех нарушителей конкуренции в стране.

Главное достижение Пищанской в АМКУ — тотальное разочарование всех, кому была небезразлична реформа конкурентного ведомства в Украине, в том, что это вообще возможно. Это не поэтическое преувеличение. Фронт работ в Фонде госимущества мы уже описали. Что там улучшит Пищанская? Разве что свое материальное положение.

Вместо нее АМКУ, вероятно, возглавит юрист, военный прокурор и глава Донецкой ОВА с 2019-го Павел Кириленко.

Учитывая, что АМКУ — орган коллегиальный, у Кириленко два пути. Или найти общий язык с нынешним составом, который иначе как «подружки Пищанской и Шершун» не называют, — тогда никаких изменений вообще не ждем. Или пытаться научить котиков лаять, натолкнувшись на невероятное сопротивление, как сугубо физиологическое, так и подкрепленное уже приобретенными навыками к богатой жизни. Вариант сменить состав комитета мы не рассматриваем, потому что назначает уполномоченных президент, и его качественный кадровый отбор прошел не только юрист Коломойского Шершун, но и дочь университетского преподавателя Зеленского. Да и Пищанскую в АМКУ взяли не по объявлению — ее сестра руководила итальянской фирмой «Сан Томассо», бенефициаром которой до выборов был сам Зеленский. Такой уровень.

Так что в сухом остатке кадровая политика свелась к тому, что одних плохих руководителей заменили другими плохими, абсолютно проигнорировав их «достижения» на предыдущих должностях. Единственный, кого в этой истории наказали, — это Кириленко, он просто этого еще не понял. Остальные продолжают строить карьеры, закапывая еще глубже органы, которые возглавят. Напомню, речь идет о Министерстве обороны, Фонде государственного имущества и Антимонопольном комитете — не последних ведомствах.

В этот раз вряд ли, но на будущее следующий Меморандум с МВФ надо будет сделать из одного пункта о качественном отборе высокопоставленных чиновников, чтобы конкурсы там с трансляциями, тестовые задания, привлечение международных рекрутеров. Потому что негативный отбор как следствие концентрации власти в нашем случае уже достигает каких-то невиданных масштабов. Проблема кадров, с которой начинал Зеленский, уже доросла до катастрофы кадров, а он еще даже не закончил.

Пока критериями отбора остаются лояльность, пиар-активность и медоносность, а спецслужбы не в состоянии проводить реальные проверки кадров, мы не можем рассчитывать на компетентных людей и даже смысла нет обсуждать кадровые изменения. Эта власть каждый раз будет воссоздавать саму себя, как вывески, меняя одного любимца Ермака на другого.

Страшно представить, куда в итоге приведут нас все эти «дружочки» с Банковой. Но уже точно можно сказать, что они стремительно отдаляют нас от цивилизованного мира как фигурально, так и вполне реально — вспомните презентацию Р.Шурмы в Лондоне.