UA / RU
Поддержать ZN.ua

Зеленский знал о каждом этапе операции по «вагнеровцам», а финальный план подписал министр обороны Украины — Bellingcat

ГУР всегда отчитывается перед главой государства при проведении операций такого масштаба

Причиной отсрочки спецоперации «Авеню» по поимке наемников ЧВК «Вагнер», обвиняющихся в военных преступлениях на территории Украины, которую запросил руководитель Офиса президента Андрей Ермак стало якобы желание подождать до начала оговоренного тогда перемирия на Донбассе, рассказал Bellingcat бывший руководитель Главного разведывательного управления Минобороны Василий Бурба.

Руководителям «Авеню» — начальник ГУР Василию Бурбе и замглавы СБУ Руслану Баранецкому — руководители проекта «в поле» сообщили, что перенос операции невозможен. Был огромный риск вызвать подозрение сразу у двух сторон: у самих «вагнеровцев» и у спецслужб Беларуси и России.

Тем не менее, билеты сумели перебронировать на 5 дней позже, что, по требованию Банковой, должно было дать время на вступление в силу моратория на ведение огня. При этом расследователи напоминают, как Зеленский рассказывал, что «это точно не была наша операция. Я точно понимаю, что идея этой операции — это была идея, скажем так, других стран, точно не Украины. И то, что Украину максимально затягивали в этот вопрос, — это правда». Но не стоит забывать, что Зеленского информировали о каждом этапе операции. Более того, ее финальный план был подписан министром обороны Украины.

Одной из причин срыва спецоперации бывшие оперативники ГУР МОУ называют «политическую ревность» президента и его аппарата к Василию Бурбе, с которым уже на тот момент отношения у ОП были далеко не лучшие. Если бы он завершил операцию по поимке десятков военных преступников, то стал бы настоящим героем у широкой общественности. А этого команда Зеленского, по словам расследователей, допустить не могла.

Источники, близкие к Бурбе, подтвердили The Insider, что сразу после ареста вагнеровцев в Минске он предложил всем, кто знал о спецоперации (кроме президента), пройти тест на детекторе лжи, чтобы выяснить, не просочилась ли информация к белорусам. Через несколько дней после арестов он был отстранен от исполнения своих обязанностей.

Новый глава ГУР Кирилл Буданов от комментариев сразу отказался, лишь уточнил, что такого масштаба операции всегда на контроле у президента и разведка ему детально докладывает на каждом из этапов.

Временная следственная комиссия (ВСК), расследовавшая обстоятельства переноса спецоперации и возглавляемая Марьяной Безуглой, в понедельник опубликовала отчет, в котором сообщается, что у главы Офиса президента Андрея Ермака не было полномочий переносить спецоперацию. Из отчета при этом неясно, давал ли он такие указания или нет. Так или иначе, на момент публикации этого материала украинские власти так и не представили никакого официального объяснения, почему операцию перенесли.

На территории Беларуси наемникам сообщили, что рейс откладывается на 5 дней, и чтобы оставить бойцов в тонусе и под контролем им сообщили, что каждый день в Минске будет учтен как рабочий. И, как положено, ввели строгую военную дисциплину — никакого спиртного и по городу не разгуливать.

The Insider

Правда, номеров на все дни для всего состава бойцов не было и потому затем наемников переселили в санаторий «Беларусочка» за чертой города. Оставшийся наемник — единственный с белорусским паспортом — остался у родственников в Минске.

Следующие три дня наемники продолжали следовать строгой дисциплине и инструкциям «Шамана», чтобы не вызывать подозрение. Это, впрочем, наоборот, выглядело особенно подозрительно. Как позже цитировали белорусские СМИ сотрудника санатория, «Приезжие обратили на себя внимание нехарактерным для российских туристов поведением: спиртного не употребляли, увеселительных заведений не посещали, держались обособленно, стараясь не привлекать к себе внимания».

Вечером 28 июля, по информации Bellingcat, один из боевиков заметил характерный для спецслужб микроавтобус возле «Беларусочки». Особого удивления это не вызвало — «вагнеровцы» решили, что КГБ решило проконтролировать, чтобы наемники улетели из страны без происшествий.

Однако той же ночью, незадолго до рассвета (в 4:30) спецназовцы из группы «Альфа» КГБ Беларуси ворвались в санаторий, запустили светошумовые гранаты в комнаты через их балконы, после чего вооруженная штурмовая группа в балаклавах выбила двери в номера, на наемников надели наручники, уложили их на кровати лицом вниз и накрыли головы подушками. Один из наемников, заявил позже в интервью RT, что мог видеть из-под подушки, что спецназовцы обыскивали их номер и багаж. По некоторым репликам КГБшников наемники поняли, что они искренне уверены, что те приехали в Беларусь для свержения власти. Оружия, разумеется, не нашли и после многочасового ожидания наемников передали группе ОМОНа, которая отвезла россиян в РОВД. 33-й наемник, который останавливался у своих родственников, был задержан в их доме позже этим утром.

Bellingcat

На допросах стало понятно, что следователи на самом деле думают, что имеют дело с группой наемников, которые приехали в Беларусь свергать действующую власть. В результате именно такие обвинения им и предъявили: заговор с целью свержения правительства и организация массовых беспорядков в сотрудничестве с арестованными деятелями оппозиции Тихановским и Статкевичем:

Bellingcat

В день, когда «вагнеровцев» задержали Белорусское государственное телевидение показало, как именно арестовали наемников, а самопровозглашенный президент Беларуси Аляксандр Лукашэнко обвинил Россию и ее спецслужбы в попытке срыва выборов, и собрал Совбез на экстренное заседание. Дальше Лукашэнко притворялся, что он отдаст наемников Украине или России, в зависимости от аргументов в свою пользу.

Сразу после информации об аресте наемников, по информации Bellingcat, украинская власть начала убеждать Минск выдать им «вагнеровцев». 30 июля 2020 года министр иностранных дел Беларуси вызвал временного посла Украины в Минск, чтобы сообщить ему об аресте и запросить у Украины информацию о возможных преступлениях, совершенных этими людьми на территории Украины.

Через 4 дня Генпрокурор Украины направил в Беларусь запрос об аресте 28 из 33 человек в ожидании официального запроса об экстрадиции. А официальный запрос об экстрадиции смогли оформить лишь через восемь дней — 11 августа 2020 года.

Читайте также: Боевики ЧВК Вагнер признались, что регулярная армия России вторглась в Украину в 2014 году – Bellingcat

По информации расследователей, параллельно украинская власть пыталась вести неформальный диалог с Минском. Известно, что президент Зеленский лично лоббировал экстрадицию боевиков в Украину в телефонном разговоре с Александром Лукашенко 5 августа 2020 года.

Реакция российской власти отчасти доказывает тщательность спланированной украинским разведчиками операции. Поскольку первой реакцией Кремля была растерянность и целые сутки Москва молчала. Потом запросила «исчерпывающую информацию о том, в чем обвинены россияне». И разместили на сайте Министерства иностранных дел России информацию, в которой указали, что россияне были сотрудниками частной охранной компании, ожидавшие самолета, направляющегося в третью страну. 31 июля Путин провел по этой теме встречу с Советом безопасности РФ, но что именно там обсуждалось — неясно.

5 августа 2020 года Генеральная прокуратура России подала официальный запрос в белорусскую прокуратуру о передаче 32 задержанных россиян Москве.

6 августа Лукашэнко выступил с приглашением обоим генпрокурорам Росси и Украины приехать в Минск и «разрешить дело с генеральным прокурором Беларуси на основе международных соглашений».

Однако дальнейшие события, похоже, повлияли на его окончательный выбор.

Уже через неделю российская власть поняла, как ее 33 наемника очутились в Минске. Используя беспрепятственный доступ к данным российских провайдеров, ФСБ России смогла отследить украинский след, в том числе через IP, с которого публиковалось объявления на Avito о вакансии и через украинскую регистрацию одного из туристических агентств, которые заказали билеты для наемников. Эти находки 6 августа были опубликованы в «Комсомольской правде», которая открыто ссылается на источники в ФСБ и опубликовала интервью с ФСБ-шником. В тот же день Следственный комитет России начал расследование по делу.

Далее Лукашэнко все ее делал публично вид, что он не верит в участие третьей страны в доставке наемников в Беларусь. А вот после президентских выборов и вспыхнувших после этого акциях протеста из-за массовых фальсификаций, самопровозглашенному президенту Беларуси была крайне необходима поддержка Кремля. Путин поздравил Лукашенко с победой 10 августа и в течение нескольких последующих дней российские самолеты, используемые руководством ФСБ, совершили серию рейсов в Минск.

14 августа Генеральный прокурор России объявил, что Беларусь выдала России 32 гражданина России и что они находятся на территории России. Объявление, которое с тех пор было удалено с веб-сайта, похоже, было преждевременным. Наемники, опрошенные Bellingcat, сказали, что их отпустили в Россию только 16 августа и отвезли на автобусе в подмосковный район, где они были помещены на 14-дневный карантин. В течение этих двух недель, по словам наемников, 32 россиянина неоднократно допрашивались сотрудниками ФСБ, которые пытались выяснить, что именно произошло с тех пор, как первый наемник ответил на объявление о вакансии на российском секретном веб-сайте почти годом ранее.

Напомним, 24 июня Владимир Зеленский подтвердил, что спецоперация действительно готовилась (хотя прежде открещивался, называя выдумкой журналистов), но украинские спецслужбы к ней якобы не причастны. По нашей информации, готовить спецоперацию действительно помогали спецслужбы других стран, в том числе американские.

В ходе операции были идентифицированы и найдены воевавшие в Донбассе российские боевики. Часть из них причастна к катастрофам MH17, Ил-76 и Ан-26 на востоке Украины. Самолет с 33 "вагнеровцами" на борту планировали под благовидным предлогом посадить в Украине и задержать наемников. Но из-за "слива" операции, боевики были задержаны КГБ Беларуси и выданы России. 

Трудно сказать, какие мотивы толкнули Зеленского на то, чтобы прервать почти десятимесячное молчание и заговорить об операции двусмысленными фразами. Но реальность с признаниями президента оказалась хуже самых страшных ожиданий. Почему – читайте в статье Владимира Кравченко "Как Зеленский о "вагнеровцах" с Лукашенко говорил".