Минские соглашения не отражают сегодняшних реалий и потребностей урегулирования конфликта на востоке Украины, пишет в своей колонке для Atlantic Council вице-премьер-министр по вопросам реинтеграции ВОТ, первый замглавы украинской делегации в ТКГ Алексей Резников.
Западу следует поддержать пересмотр «Минска» и прагматический подход к его выполнению, что позволит реально изменить ситуацию в Донбассе, считает он.
В качестве наиболее яркого примера Резников приводит линию разграничения – реальная не соответствует зафиксированной в соглашениях 2015 года.
«Линия фронта, определенная в начале 2015 года, с тех пор устарела в результате последующей российской оккупации еще 1800 квадратных миль украинской земли. Понятно, что подобные аномалии лишают весь Минский процесс его логики», - пишет автор.
Резников указывает на то, что за год Украина предприняла значительные усилия для возобновления практической составляющей Минского процесса: начиная отводом войск от линии соприкосновения и заканчивая переформатированием своей делегации в Трехсторонней контактной группе.
«Несмотря на эти меры, столь ожидаемого прорыва не произошло. Вместо этого наши российские коллеги продолжают нарушать соглашение о прекращении огня, что является самым фундаментальным моментом всего Минского процесса», - отметил он.
Однако Украина не намерена отказываться от усилий в рамках «Минска».
«Это правильный подход, по крайней мере, до тех пор, пока остаются надежды обеспечить освобождение украинцев, которые в настоящее время содержатся в российских тюрьмах. Чтобы достичь какого-либо прогресса, мы понимаем, что контакт необходим. Тем не менее, необходимость в пересмотренной структуре также очевидна», - объясняет Резников.
По его мнению, в настоящее время западный мир кажется неуверенным в том, как лучше сдержать возрождающуюся и ревизионистскую Россию. Очевидным направлением для стратегии сдерживания должна стать Украина как страна, находящаяся на передовой в нынешней конфронтации.
«В практическом плане это означает пересмотр Минского процесса и адаптацию рамок нынешнего диалога с учетом геополитических реалий. Сейчас не время догматически цепляться за существующие договоренности. Напротив, творческие подходы необходимы для обеспечения глобальной безопасности и предотвращения дальнейшей европейской дестабилизации», - считает вице-премьер.
Резников подчеркивает, что, помимо поддержки прагматического подхода к выполнению соглашений, западные лидеры должны также пересмотреть роль и функции международных институтов безопасности, участвующих в мирном процессе в Украине.
«Например, ОБСЕ никогда не размещала миротворцев в больших масштабах для нейтрализации конфликта. Теперь, возможно, пришло время для такого шага. Мы полностью осознаем серьезность проблемы, но успешный результат будет значительным для всего континента. Это потребует реального лидерства и может стать особой задачей для Швеции, которая будет председательствовать в ОБСЕ в 2021 году», - рассуждает автор.
По его мнению, если обычные коалиции не работают, Украине стоит подумать о создании новых и привлечении новых союзников.
При этом поиск новых моделей на разных международных платформах должен сопровождаться расширением двустороннего сотрудничества между Украиной и всеми странами, которые вкладывают средства в восстановление мира в Европе и его сохранение.
«Украина недавно перешла на следующий этап в отношениях с НАТО. Мы готовы подтвердить новый статус Украины как Партнера с расширенными возможностями в коллективной и двусторонней моделях безопасности. Например, это может означать признание Украины главным союзником, не входящим в НАТО», - предлагает он.
В начале марта ZN.UA выпустило материал посвященный пяти базовым сценариям, описывающим вероятное поведение России и возможную реакцию Украины начиная с апреля 2020-го и до конца каденции нынешнего президента Украины в мае 2024 года.
Подробнее о возможном развитии событий в Донбассе читайте в статье Петра Бурковского «Пять сценариев развития событий в Донбассе: чего ждать от России, и как может поступить Украина?».