UA / RU
Поддержать ZN.ua

Замминистра развития громад и территорий не видит трагедии в том, что децентрализация перешла в ручной режим

Верховная Рада сама себя лишила законодательной инициативы в части вопросов по административно-территориальному устройству.

Вчера ВР проголосовала за законопроект № 2653, который завершит процесс объединения громад. Теперь для проведения любого решения, касающегося окончательной карты громад Украины, власти больше не нужно напрягаться искать голоса в зале, где с некоторых пор монобольшинства не существует. Управление завершением базового уровня реформы перешло в ручной режим, пишет в своей статье для ZN.UA Инна Ведерникова.

Принятый накануне законопроект № 2653 дает право правительству своим решением утвердить количество, новую конфигурацию объединенных громад и их административные центры, тем самым завершив первый этап децентрализации. Выборы вновь созданных и утвержденных громад должны быть проведены одновременно с местными выборами 2020 года. Также закон предписывает Кабмину в течение трех месяцев подготовить и подать в парламент законопроект нового административно-территориального устройства.

"И премьер-министр, и профильный министр поддерживают все позиции по соблюдению требований и критериев, заложенных в контекст реформы местного самоуправления. Я не вижу никакой трагедии в происходящем. Наоборот уверен, что это решение откроет нам двери, чтобы мы могли двигаться дальше. Более того, есть один очень важный нюанс, который исключает всякое влияние политики на дальнейший процесс реформы. По Конституции субрегиональный (районный уровень) должен определять исключительно парламент. В нашем же случае, ключевая роль отдается правительству", -комментирует ситуацию заместитель министра развития громад и территорий Вячеслав Негода.

При этом парламент всего одним абзацем закона сам практически лишил себя права законодательной инициативы в части вопросов, связанных с административно-территориальным устройством. Эта опция становится исключительно компетенцией правительства.

Автор отмечает, что также работает и механизм по Бюджетному кодексу (депутаты не готовят законопроекты, касающиеся бюджета - их подает правительство). Точно так же решаются земельные вопросы, а теперь и все вопросы, связанные с административно-территориальным устройством страны.

"В предыдущем созыве парламента, к примеру, перспективные планы семи областей были сделаны с подачи народных депутатов. Вот здесь была политика. А этот закон четко выстраивает последовательность принятия решений. Все остальное уже давно отработано", - добавил Негода.

Чтобы понять насколько точные удары были нанесены по представительской ветви власти, стоит напомнить, что еще с подачи правительства Алексея Гончарука Верховная Рада приняла небольшую поправку к закону о добровольном объединении громад, выключив областные рады из процесса создания и утверждения перспективных планов объединения громад. Это сделали во избежание политизации и поддержки реформы. Вы помните пример с позицией Закарпатской области, облрада которой (в тесном союзе с губернатором Геннадием Москалем) на несколько лет заблокировала возможность создания ОТГ на территории области?

Какие права получил Кабмин в результате принятия закона № 2653? Сколько будет громад в Украине? Какова будет их конфигурация? Что победит - логика или хаос? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в материале Инна Ведерниковой "Лихо порежем страну на квадратики" для ZN.UA.