Принятый Верховной Радой 6 ноября Закон о всеукраинском референдуме вводит порядок принятия новой Конституции Украины внепарламентским способом, расширяя полномочия президента в этом вопросе. Об этом в своей статье для ZN.UA пишут эксперты Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко и Юлия Кириченко.
Игнорируя конституционные положения относительно порядка изменения Конституции, установленный Законом порядок изменения Основного Закона государства не предусматривает участия парламента и Конституционного суда. В порядке изменения Конституции, установленном Законом, появляются совсем другие властные субъекты, а именно - президент Украины и ЦИК. Появляется и декларативный субъект конституционного права - Украинский народ, а политические партии, всеукраинские общественные организации не признаются субъектами всеукраинского референдума.
"Возможно, кому-то может показаться, что это нормальный шаг в направлении народовластия. А вот и нет. Референдум как инструмент народовластия отличается от референдума как инструмента узурпации власти тоталитарными диктаторами двумя вопросами: как и что выносится на референдум и какова процедура проведения референдума", - отметили эксперты.
"Если бы Закон предусматривал порядок подготовки проекта Конституции независимым компетентным органом, например, учредительным собранием или конституционной ассамблеей, а потом - утверждение ее референдумом, это было бы народовластие. А если проект Конституции появится неизвестно откуда, не будет предварительно одобрен компетентными органами или учреждениями и будет, по решению президента, вынесен для окончательного утверждения на референдум, организованный и проведенный органами власти и местного самоуправления, - это яркий пример установления власти узурпатора-диктатора", - пишут Игорь Колиушко и Юлия Кириченко.
Согласно Закону, всеукраинский референдум относительно принятия новой Конституции Украины (новой редакции), внесения изменений в Конституцию, отмены, утраты силы или признания недействующим закона о внесении изменений в Конституцию провозглашается президентом по народной инициативе.
Далее Закон расширяет конституционные полномочия главы государства и наделяет президента Украины полномочием осуществлять проверку соответствия Конституции Украины, законам Украины вопросов, которые предлагается вынести на всеукраинский референдум, в частности по народной инициативе... Закон не устанавливает никаких критериев такой проверки, из чего можно сделать вывод, что президент будет поступать по своему усмотрению или даже руководствоваться своим политическим интересом, говорится в статье.
В случае инициирования принятия новой Конституции Украины (новой редакции) президент Украины после получения решения Центральной избирательной комиссии об общих итогах сбора подписей граждан Украины под требованием о проведении всеукраинского референдума издает указ о провозглашении всеукраинского референдума по народной инициативе с указанием даты его проведения и сформулированным проектом Конституции, который выносится на всеукраинский референдум. Разумеется, такой порядок принятия новой Конституции Украины не предусматривает обсуждений, дискуссий, доработку проекта новой Конституции, то есть открытого процесса достижения общественного консенсуса относительно заключения нового общественного договора.
Подробности читайте в свежем номере «Зеркала недели. Украина» в статье Ю. Кириченко, И. Колиушко «Парламентские выборы проиграли - не беда, лишим парламент полномочий». !zn
Читайте также:
Оппозиция внесла в Раду законопроект о перевыборах во всей Украине