UA / RU
Поддержать ZN.ua

Закон об амнистии нужно принимать уже сейчас – Резников

Ключевым элементом разграничения в амнистии должна стать тяжесть совершенного правонарушения, считает вице-премьер.

Закон об амнистии Украине нужно принимать как можно быстрей, считает вице-премьер-министр, министр по вопросам реинтеграции ВОТ Алексей Резников.

«Я вам скажу больше: закон нужно принимать уже сейчас. Чем быстрее, тем лучше. Единственное, мне больше по душе называть его законом об ответственности», - подчеркнул он в разговоре с ZN.UA.

В 2014 году Верховная Рада уже голосовала такой закон, но он так и не был подписан спикером парламента и президентом. Фактически на сегодняшний день закона об амнистии в Украине нет.

В связи с этим, редактор отдела международной политики ZN.UA Татьяна Силина спросила вице-премьера, будет ли он настаивать на завершении законодательной процедуры или предложит подготовить новый законопроект.

Отвечая на вопрос ZN.UA, Резников сказал: «Я не знаю, что в итоге сделает парламент. Я считаю, что нужно садиться и писать новый – понятный украинскому обществу на всей территории Украины, в том числе в Крыму и оккупированной части Донбасса».

Резникова попросили рассказать, какой же в этом случае должна быть формула  украинской амнистии. Вице-премьер пояснил – о «тотальной амнистии» не может быть и речи.

«Ключевым элементом разграничения в амнистии будет тяжесть совершенного правонарушения. (…) Это означает, что военные преступления, геноцид, преступления против человечности не могут быть амнистированы ни при каких условиях. Те, кто хладнокровно организовывал и совершал убийства, пытал, мародерствовал,  не могут быть амнистированы», - сказал он.

По мнению собеседника ZN.UA, даже гипотетическое принятие Украиной условного «закона о тотальной амнистии» противоречило бы международным принципам и конвенциям.

«Поэтому украинская формула амнистирования точно также не может включать военных преступников, убийц, совершавших преступления против человечности и гуманизма, а также «верхушку» – организаторов этих преступлений», - добавил Резников.

Вице-премьер предложил в вопросе амнистии опираться на международный опыт. До 80-х годов во всех основных конфликтах шли по пути «тотальной амнистии», когда прощали всех.

Но опыт оказался неуспешным: в этом случае нарушаются права жертв, право на правду, справедливость и знание, кто же совершал преступления. В 2004 году генеральный секретарь ООН Кофи Аннан озвучил основные принципы переходного правосудия, признанные организацией.

По словам Резникова, у украинской власти «амбициозная цель описать переходное правосудие как ключевой элемент переходного периода». Он надеется на то, что парламент примет ряд соответствующих законов.

«Амнистия является одним из обязательных условий переходного правосудия. Потому что ее главная цель – разоружить и прекратить сопротивление большинства людей, находящихся сегодня в окопах с оружием», - пояснил вице-премьер.

Их, по оценкам экспертов, на оккупированной территории Донбасса около 30-35 тысяч, разделенный на 1 и 2 армейские корпуса под контролем Южного военного округа ВС России.

«В тех окопах с автоматами вместе с российскими военными находятся и наши с вами сограждане, которые по ряду причин служат сегодня в оккупационной армии», - напомнил Алексей Резников.

Если человек стоит на КПВВ в униформе и с автоматом и занимается тем, что поднимает и опускает шлагбаум, но не совершал тяжких преступлений, то он попадет под амнистирование, считает вице-премьер. Но его командир, который отдавал команды, убивал, пытал в тюрьме «Изоляция»,  не может быть амнистирован, и будет нести всю полноту ответственности.

«Амнистия – это освобождение от наказания или от других видов преследования за совершенные деяния. Но это не означает, что тебе скажут, что ты  не совершал правонарушения. Совершал. Ты все равно встал против конституционного строя государства, в котором ты живешь», - объясняет он.

Служба безопасности Украины уже активно реализует программу «На тебе чекають вдома», предназначенную для тех, кто был в рядах оккупационных войск, но не совершал преступлений. В ней реализуется озвученный Резниковым принцип освобождения от наказания тех, кто не совершал тяжких преступлений.

«Вопрос, кто это будет делать. Нам необходимо создать  некие временные судебные инстанции, в том числе с международным присутствием, чтобы обеспечить доверие, т.к. без доверия эта система работать не будет. Возможно, это будут временные комиссии», - добавляет Резников.

По его словам, человек может сдаться и позже, спустя несколько лет после окончания российско-украинской войны, но «тогда уже будут работать украинские суды, прокуратура, правоохранительные органы». 

Читайте также: В Раде анонсировали президентский законопроект о налоговой амнистии

Подробнее о том, намерена ли нынешняя властная команда «сохранять» Минские договоренности; есть ли у нее собственный план донбасского урегулирования; чего она ждет от западных партнеров; к чему готовится в будущем процессе реинтеграции оккупированных территорий и какие его сроки, читайте в интервью Татьяны Силиной с вице-премьер-министром, министром по вопросам реинтеграции ВОТ Алексеем Резниковым «Нам тоже придется глотать «жаб» в ZN.UA.