Закон о медиа, подписанный президентом Украины Владимиром Зеленским 29 декабря, по мнению журналистов, ведет к подрыву свободы прессы, пишет американское издание The New York Times.
Отмечается, что Зеленский, чей офис подвергается критике за «подрыв свободы прессы», распорядился разработать данный закон, усиливающий регулирование СМИ, в 2019 году. Парламент принял закон в начале декабря вместе с рядом других законов, которые, по словам депутатов, призваны помочь стране выполнить условия для вступления в Европейский Союз.
Новый закон расширяет полномочия Национального совета по телевидению и радиовещанию, в частности на онлайн-СМИ. Он дает регулятору право штрафовать СМИ, отзывать их лицензии, временно блокировать некоторые издания без решения суда и требовать от платформ социальных сетей и поисковых гигантов, таких как Google, удалять контент, нарушающий закон.
Однако по мнению некоторых украинских журналистов, новый закон выходит далеко за рамки требований Европейского Союза. Они обвинили правительство в использовании обязательства по членству в ЕС как предлог для усиления контроля над прессой.
Законопроект о СМИ вызвал и международную критику. В июле генеральный секретарь Европейской федерации журналистов Рикардо Гутьеррес назвал положения законопроекта "принудительными" и "достойными худших авторитарных режимов". Комитет по защите журналистов, некоммерческая группа, выступающая за свободу прессы во всем мире, в сентябре призвал украинских депутатов отказаться от законопроекта, заявив, что он ужесточает "правительственный контроль над информацией в то время, когда граждане больше всего в ней нуждаются".
Национальный союз журналистов Украины перед голосованием в парламенте предупредил, что законопроект будет способствовать эрозии свобод, которые отличают Украину от диктаторского режима России.
Однако заместитель главы парламентского комитета по информационной политике Евгения Кравчук опровергла обвинения в том, что сторонники законопроекта использовали требования ЕС как прикрытие для попытки ограничить свободу прессы, заявив, что радикальные изменения в украинском законодательстве о СМИ назрели давно.
"Этот законопроект шире, чем директива ЕС, потому что нам необходимо изменить и модернизировать наше законодательство о СМИ, которое не менялось 16 лет. Оно было принято еще тогда, когда интернета вообще не было", - сказала она после принятия закона.
Про особенности и риски законопроекта о медиа после его принятия в парламенте за основу в сентябре объяснял медиаюрист Института массовой информации Роман Головенко в материале «Законопроект «О медиа»: набор рисков и возможностей».