Однако подготовка дорожной карты оказалась непростой – ее удалось согласовать лишь накануне визита. В распоряжении «Коммерсант-Украина» оказался текст документа, подписанный в четверг, 3 февраля, главами государств. Он состоит из 10 разделов, посвященных различным сферам взаимоотношений, и в нем, как и в выступлениях президентов, отсутствует тезис о стратегическом партнерстве двух стран.
Приоритетом украинско-польских отношений станет сотрудничество в сфере европейской интеграции Украины – соответствующий раздел вынесен в начало дорожной карты. Польша обязуется "предоставлять поддержку в подготовке и имплементации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, в том числе в создании зоны свободной торговли", а также "способствовать получению Украиной помощи ЕС, включая финансовую, для проведения широкомасштабных реформ".
Между тем при подготовке документа не удалось достичь успеха по ключевому для Украины визовому вопросу. Киев хотел зафиксировать в тексте ДК планы по отмене виз в 2012 году, связав эту норму с подготовкой к чемпионату Европы по футболу. Варшава же отказалась включить в документ даже декларацию о готовности Польши лоббировать в ЕС решение о предоставлении Украине безвизового режима. В итоге в ДК вошел лишь далекий от конкретики пункт о том, что Польша поддерживает проведение в Украине внутренних реформ, направленных на выполнение требований Евросоюза.
Бронислав Коморовский, комментируя позицию Варшавы, пояснил, что поляки не имеют в ЕС решающего голоса по визовому вопросу. "Польша будет делать все возможное, чтобы помочь Украине в выполнении требований (дорожной карты безвизового режима с ЕС. – ред.). Но потом вас ждет оценка со стороны европейских институтов. И это будет строгая оценка", – предупредил президент.
Экономический раздел дорожной карты оказался одним из самых объемных, но в то же время одним из самых неконкретных. Стороны заявили о взаимной защите инвесторов, а также о необходимости подготовки ряда рамочных межведомственных соглашений, в частности в сфере авиации, железнодорожного и морского транспорта.
Сложно назвать успешными и результаты переговоров в энергетической сфере. Вопреки предложениям Украины, Польша отказалась задекларировать какие-либо сроки, связанные с достройкой нефтепровода Одесса–Броды до Плоцка и Гданьска. Президенты ограничились обещанием "подготовить план совместных действий относительно его строительства".
"У нас все готово, нефтепровод уже работает в аверсном режиме, и мы хотим, чтобы стройка пошла, – поделился с изданием министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко. – Раньше поляки были готовы называть сроки строительства, теперь – нет. Что изменилось – спрашивайте у них".
Интересен раздел ДК, посвященный безопасности и обороне. Украина и Польша договорились "осуществлять обмен опытом в контексте сотрудничества с НАТО" и "продолжить работу над созданием совместной литовско-польско-украинской бригады для участия в миротворческих операциях под эгидой ООН".
По материалам: «Коммерсант-Украина»