UA / RU
Поддержать ZN.ua

Выборы после выборов: зачем в союзнице Украины распустили парламент

Автор: Сергей Корсунский

Новый премьер-министр Японии Шигеру Ишиба объявил о роспуске нижней палаты парламента страны и назначил внеочередные выборы на 27 октября. Конституция Японии дает главе правительства единоличное право принимать такие решения, но подобное, всего через восемь дней после формирования Кабинета министров, произошло впервые со времен Второй мировой войны. Последствием этих выборов может стать формирование новой политической реальности в японской политике и точно обновленное правительство.

Читайте также: Новый премьер Японии пообещал продолжать поддержку Украины и сохранять санкционное давление на РФ

Либерально-демократическая партия (ЛДПЯ), которая на протяжении последних 80 лет с небольшим перерывом находится у власти, переживает не лучшие времена. Ряд скандалов с использованием средств на политическую деятельность и связей с Церковью объединения (Церковью Муна, которая происходит из Южной Кореи) нанесли ущерб ее репутации. Будущие выборы должны очистить основную политическую силу страны от этого негатива, вернуть доверие избирателей и дать толчок формированию внутренней и внешней политики Японии на следующие четыре года. Так что, в течение ближайших двух с половиной недель наш крупнейший партнер в Восточной Азии будет пребывать в плену напряженных политических дебатов и жесткой предвыборной борьбы.

Конечно, для Украины важно, чтобы поддержка Японии сохранялась независимо от результатов гонок. Сегодня нет оснований считать, что позиция Японии в отношении российской агрессии против Украины изменится. С обеих сторон политического спектра есть понимание того, кто виноват, хотя и ведутся дискуссии относительно ответа на вопрос, что делать? Как это часто бывает в периоды обострения политических баталий в демократических странах, даже устаревшие и вполне понятные проблемы определенные политические силы выносят на повестку дня, им придают преувеличенное значение, чтобы манипулировать голосами избирателей или дискредитировать оппонентов. Сейчас среди таких вопросов вполне прогнозируемо может быть возобновление переговорного процесса с Россией о возврате Северных территорий, который изначально не имеет никакого смысла, увеличении квот на улов рыбы близ Сахалина (вопрос, который и без какой-либо политики решается в рабочем порядке), а также разрешении родственникам бывших жителей оккупированных Северных территорий посещать могилы похороненных там предков (очевидная подлая спекуляция россиян, запретивших такие посещения). В японском обществе есть маргинальная, но весьма активная прослойка пророссийских политиков и предпринимателей, которые, как стоит ожидать, именно сейчас попробуют взять реванш за политику правительства Фумио Кишиды на протяжении 2022–2024 годов.

Читайте также: Посол Японии завершил свою дипломатическую миссию в Украине

И все же в центре внимания избирателей будут преимущественно внутриполитические вопросы. Шигеру Ишиба избрал тактику чрезвычайно осторожного формулирования позиции ЛДПЯ по крайне актуальным экономическим вопросам, а также очень странной, как для украинцев, проблеме сохранения добрачных фамилий парами, вступающими в брак. Япония — единственная страна в мире, где брак требует принятия общей фамилии — мужа (так происходит в 95% случаев) или жены (5%). Исследования показали, что если эту ситуацию не изменить, то через 500 лет у всех японцев будет одна и та же, самая распространенная сейчас, фамилия — Сато. Казался бы, достаточно простой вопрос вызывает бурные дискуссии о том, какие фамилии будут у детей и не приведет ли это к путанице в будущем.

Относительно экономической политики нового правительства можно сказать лишь то, что в период до выборов никакие радикальные изменения не произойдут. Вместе с тем вполне прогнозируемо активизировались разные рабочие группы при участии предпринимателей, политиков и университетской профессуры, которые стараются донести до потенциальных членов парламента и членов правительства предложения по оживлению экономики, которая уже на протяжении десятилетий пребывает в состоянии фактической стагнации. Рост ВВП колеблется в районе одного процента, увеличение реальных доходов населения почти сразу нивелируется инфляцией, торговый баланс даже при ослабленной иене не способствует рыночному оптимизму.

Предприниматели требуют уменьшить налоговое бремя (в Японии налог измеряется в 55%), открыть страну для иностранной рабочей силы, внедрить цифровые технологии (происходит очень медленно), стимулировать инвестиции. Сейчас получается так, что тысячи японских компаний активно создают производства и рабочие места за границей (в частности в США, Великобритании, Китае), где более благоприятный налоговый климат, а тем временем Германия подвинула Японию на четвертое место в мире по уровню ВВП. Весьма заметной стала также дискуссия о традиционной производственной культуре Японии, которая предусматривает, что руководящие должности занимают ветераны компаний, а молодежь должна работать овертайм, чтобы получить более высокую зарплату и должность, что приводит к выгоранию и депрессии. Вполне вероятно, что молодое поколение японских политиков, которые придут в парламент в результате выборов, утвердят наконец необходимое решение.

Читайте также: Новый премьер Японии в первом разговоре с Байденом выразил желание укрепить альянс с США

По мнению японских экспертов, в период предвыборной борьбы Шигеру Ишиба вполне сознательно оставил без подробного освещения вопросы безопасности, которые, учитывая его и других членов правительства опыт работы министрами обороны, должны были быть среди центральных. Причина кроется прежде всего в необходимости найти ресурсы для обещанного увеличения затрат на оборону до 2% ВВП и учесть результаты выборов в США, перед тем как перейти к подробному обсуждению с ключевым союзником и гарантом безопасности наработанных ранее предложений по укреплению системы безопасности в Восточной Азии и Индо-Тихоокеанском регионе и возобновлению обсуждения изменений в Конституцию. Кроме того, глава правительства должен действовать осторожно, учитывая весьма щекотливые исторически оговоренные вопросы в отношениях с Южной Кореей и Китаем, которые Шинзо Абэ решал когда-то исключительно с радикальных позиций.

Частью японской политической культуры является уважение к оппоненту. Во время гонок и дебатов стороны могут очень жестко критиковать друг друга, но практически никогда не переходят на личности. Каждая из сторон понимает, что использует похожие методы влияния на избирателей, поэтому нужно сосредоточиться на содержании, а не форме подачи своей позиции. Так же стоит ожидать, что после выборов непримиримые оппоненты обменяются рукопожатиями и дальше будут работать в коалиции. Так произошло, например, во время выборов главы ЛДПЯ, когда победитель Шигеру Ишиба предложил высокие должности в партийных структурах и правительстве своим оппонентам. Четверо из пяти согласились, лишь одна госпожа Такаичи, бывший министр экономической безопасности, отказалась. Другая возможность, которая является вполне нормальной, — сотрудничество с частью оппозиции, обмен поддержкой в некоторых округах и т.п.

Читайте также: Украина и Япония будут сотрудничать в сфере стратегических коммуникаций

Дополнительным фактором является то, что выборы в верхнюю палату парламента — Палату советников (ее нельзя распустить), пройдут в следующем году, и там тоже можно ожидать бескомпромиссной борьбы. В японском политическом воздухе пахнет переменами. Вопрос в том, насколько они будут радикальными и совместимыми с традиционным японским видением, что в мире должна царить гармония. Старинное название Японии — Ямато — состоит из двух иероглифов, которые означают «большой/важный/ценный» и «гармония/мир/покой». Избиратели Страны восходящего Солнца смогут возобновить эту легендарную большую гармонию в политической жизни уже 27 октября.