Правительство 24 июня приняло изменения в постановление №169, вернув обязательные закупки через Prozorro. Это решение натолкнулось на непонимание со стороны представителей местного самоуправления, как ставящее под угрозу обороноспособность страны и возможность проводить быстрые закупки для нужд нашей армии.
Закупки для нужд обороны могут и дальше проводиться вне системы Prozorro, объясняет гендиректор ГП «Прозорро» Василий Задворный в статье «Возвращение к прозрачности – для всех закупок, кроме оборонных». Через нее будут закупаться товары и услуги, не связанные с обеспечением войска, критической инфраструктуры или неотложными потребностями.
По словам Задворного, власти и местному самоуправлению уже удалось найти общий язык по самым острым вопросам и договориться продолжать сотрудничество по остальным.
«Вчера представители офиса президента Украины, Минэкономики и ГП «Прозорро» провели встречу с представителями Ассоциации городов Украины, чтобы обсудить самые острые вопросы, касающиеся реалий проведения закупок во время военного положения, – пишет Задворный. – И я рад, что нам удалось снять опасения по поводу большинства из них, а в остальном договориться о дальнейшем сотрудничестве».
Закупки госзаказчиков в сфере обороны вывели из-под действия закона «О публичных закупках» в начале полномасштабного вторжения РФ. Но изменения в постановление, по словам директора ГП «Прозорро», не отразились на этом обстоятельстве, Вооруженные силы Украины, Минобороны, МВД, СБУ, Нацгвардия, Государственная пограничная служба, ГСЧС и другие структуры и дальше покупают все напрямую.
В Prozorro также скрыли договоры за предыдущие годы, чтобы враг не смог воспользоваться информацией о нуждах украинского войска.
При этом обычные заказчики, в том числе органы местного самоуправления, направляют немалые средства на закупки для нужд военных частей или терробороны, дислоцированных в их городах. Вывод всех закупок из-под Prozorro позволял делать это без тендеров и отчетов в электронной системе.
«Действительно ли теперь им придется проводить тендеры на, скажем, снаряжение и лекарства для наших военных или строительство фортификаций? Нет», – объясняет Задворный.
Принятые изменения предусматривают для них целый ряд оснований для заключения прямых договоров, в том числе когда информация в объявлении о закупке может угрожать национальной безопасности.
Например, даже информация о закупке лопат может выдавать врагу чувствительную информацию, поэтому в этом случае есть основания для заключения прямого контракта. То же самое касается закупки военной формы, бронежилетов, сооружения защитных укреплений и прочего.
«Любой письменный запрос от военной части на закупку определенных товаров и работ уже будет достаточным обоснованием для проведения прямой закупки вне Prozorro для ОМС. Следовательно, постановление вообще не касается деятельности органов местного самоуправления, направленной на обеспечение обороноспособности», – добавляет он.
Другое важное исключение – насущные потребности, которые нужно удовлетворить в сжатые сроки. Например, когда нужно срочно укрепить поврежденное здание, закупить продукты и средства гигиены для приехавших в город переселенцев, подготовить школы к оффлайн обучению 1 сентября, позволив переселенцам оставаться в школах и садиках как можно дольше.
Все эти вопросы актуальны для городов и сел, которые стали хабами для переселенцев и принимают много людей с временно оккупированных территорий. По этому поводу правительство даст дополнительные уточнения.
Также прямые договоры можно заключать, когда заказчик находится в зоне боевых действий, не имеет технической возможности использовать электронную систему закупок или речь идет об обеспечении работы критических объектов инфраструктуры.
Сейчас Минэкономики на основе общения с органами местного самоуправления готовит официальное разъяснение: в каких случаях можно заключать прямые договоры и как это можно обосновывать (в большинстве случаев достаточно внутренних решений заказчика).
Противостояние между местными и центральной властями обострилось в связи с возвращением госзакупок в систему Prozorro. По закону громады обязаны финансировать ТрО и помогать ВСУ. Однако возвращение тендеров произошло на фоне отсутствия госмеханизма предоплаты (так работают западные поставщики), включения которого ОМС требуют от правительства второй месяц. Что в совокупности, как заявляют мэры, заблокировало в местных бюджетах имеющиеся свободные ресурсы и возможность оперативно производить оборонные закупки.
Так что важнее – скорость прямых закупок или прозрачность с тендерами и обоснованиями в системе Prozorro? И что произошло на самом деле после возвращения в процесс Prozorro? Позицию Ассоциации городов Украины на прошлой неделе в интервью ZN.UA озвучил мэр Днепра Борис Филатов. Позицию ГП «Прозорро» в рамках продолжения дискуссии представляет его директор Василий Задворный.