UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вместо перевооружения армии Минобороны закупает устаревший импортный хлам

В оборонном заказе нет ни малейшего намека на решение хотя бы одной стратегической задачи.

В минувшую пятницу в обстановке повышенной секретности в Кабинете министров под руководством премьер-министра состоялось совещание силовиков по вопросам исполнения оборонного заказа в 2014 году и о ходе этой работы в году текущем.

Об этом в статье для ZN.UA пишет Дмитрий Менделеев.

Автор отмечает, что, как и в прошлом году и, вероятнее всего, в 2015-м, сохраняется тенденция уменьшения возможностей отечественных предприятий оборонно-промышленного комплекса по удовлетворению потребностей вооруженных сил в современной военной технике. Прежде всего, это вызвано разбалансированностью структуры оборонно-промышленного комплекса, наличием на предприятиях оборудования, которое не используется на полную мощность, дряхлением основных фондов, критическим финансово-экономическим состоянием ОПК, нехваткой квалифицированных кадров.

Кроме того, правительство продолжило порочную практику своих предшественников относительно формирования оборонного заказа не от конкретных потребностей вооруженных сил, а от финансового ресурса, предусмотренного Минфином на эти цели в госбюджете. Это означает, что армия должна выбирать, что покупать в первую очередь - вертолет или самолет, радиолокацию или средства связи, беспилотники или бронетехнику.

"Структура оборонного заказа позволяет говорить о том, что процесс перевооружения армии на повестке дня ни у правительства, ни у оборонного ведомства не стоит. Об этом можно судить по тому, что Минобороны и Нацгвардия включили в перечень приобретаемых вооружений образцы, которые давно перешли в разряд излишнего военного имущества и были предназначены для продажи иностранным покупателям. Например, танки Т-72. Но самое отвратительное в том, что в оборонном заказе нет ни малейшего намека на решение хотя бы одной стратегической задачи исходя из опыта боевых действий на востоке страны. Никто даже и не помышляет о налаживании массового производства систем высокоточного оружия", - пишет автор.

Читайте также: Сын Пашинского назначен в "Укроборонпром" руководить торговлей

По мнению автора статьи, еще вчера президентом и правительством должна была быть дана команда в экстренном порядке проанализировать имеющиеся в стране разработки в сфере вооружений и собрать рабочие группы по решению стратегических задач. Именно на эти цели и должен был быть направлен оборонный заказ. А сегодня Минобороны стыдливо вешает гриф секретности на закупки устаревшей боевой техники и бронированного хлама иностранного производства.

Надо полагать, что в условиях боевых действий армии необходимо закупать то, что жизненно важно для поддержания боеспособности. В нашем же случае, нарушены самые основные принципы формирования государственного оборонного заказа. Основной упор же, наоборот, сделан на навязывании армии закупок у предприятий того, что у них уже есть в наличии. При этом, естественно, в эти позиции попала даже техника, проданная в минувшие годы Минобороны предприятиям как излишнее имущество для последущей перепродажи за границу. Цена этих изделий отличается от стоимости их продажи покупателям и обойдется бюджету втридорога.

Бурную деятельность по поиску того, что можно с "выгодой" впарить Минобороны, за рубежом развернули и украинские спецэкспортеры, принявшиеся активно отрабатывать схемы поставки импорта вооружений и военной техники. А с учетом того, что иностранцы не готовы поставлять современные вооружения, наши поставщики не обошли вниманием и давно отработанный армейский хлам.

"За несколько месяцев Минобороны "умудрилось" 8 раз внести изменения в основные показатели оборонного заказа. Понятно, что все изменения подкреплялись соответствующими письмами от Генерального штаба Вооруженных сил Украины, которые "выдавливались" из военных задним числом, после фактического формирования предложений правительству. Рассматривать эти документы как определенную гарантию ухода от ответственности чиновников Минобороны и перекладывание такой ответственности на плечи Генерального штаба вряд ли возможно. Проведение военно-технической политики, направленной на недопущение закупок неунифицированных вооружений и военной техники, оптимизацию и упрощение логистического обеспечения, а, соответственно, нарушение принципов формирования государственного оборонного заказа, все равно является прямой зоной ответственности профильного департамента Минобороны. При этом вряд ли кто-то сможет обосновать необходимость и целесообразность закупки, например, английских бронетранспортеров SAXSON, которые не соответствуют тактико-техническому заданию на бронетранспортер колесный для нужд Вооруженных Сил Украины, утвержденному Министром обороны в апреле прошлого года. Эти бронетранспортеры по своим характеристикам значительно уступают даже бронетранспортерам советского производства, имеющимся в армии в большом количестве и являющимся сегодня лишним военным имуществом", - говорится в статье.

По решению правительства общий объем госзаказа был увеличен почти в два раза и достиг без малого двух миллиардов гривен. Из этой суммы почти 330 млн ушли в качестве предоплаты за продукцию, до сих пор не поставленную на упомянутое мной ГП "Укринмаш" во главе с Омельянчуком, с позором изгнанный с заседания Кабмина. При этом по некоторым позициям ее своевременная поставка вызывает большие сомнения.

Источники в Минобороны сообщают, что дебеторская задолженность предприятий по поставкам вооружений на сегодня составляет почти 1,4 млрд гривен. Аналогичные цифры фигурировали и на совещании в КМУ в минувшую пятницу.

Несмотря на освобождение от налогообложения импорта вооружений, стоимость закупки импортных образцов возросла значительно.

Так, стоимость радиолокационной станции контрбатарейной борьбы AN/TPQ-49, которую обязалось поставить ГП "Укринмаш", выросла с 9,7 до 12,6 млн гривен за изделие.

При этом следует отметить, что цена аналогичных станций AN/TPQ-48, бесплатно переданных Украине в качестве технической помощи, составляет 118 тыс. долл., что даже по коммерческому курсу на тот момент равнялось лишь 2,4 млн гривен.

"В госбюджете появилась новая лазейка для незаконных доходов дельцов оружейного бизнеса, раньше зарабатывавших на экспорте оружия, а теперь с особым рвением - на импорте. Только в нашем случае они крадут деньги налогоплательщиков!" - отмечает Менделеев.

Ноу-хау оборонного заказа 2015 года являются предусмотренные в сумме почти 100 млн грн ассигнования на компенсацию(!) импортерам роста курса валюты по контрактам 2014 года, по которым проведена 100%-я предоплата. Из этой суммы 92,5 млн грн. выделено на компенсацию валютного курса именно для ГП "Укринмаш". И это при том, что все закупки были заранее проавансированы из госбюджета.

Этих денег вполне могло хватить на закупку ряда образцов отечественного производства. Кстати, и на завершение модернизации вертолета Ми-24 вполне бы хватило. Вместе с тем в государственном оборонном заказе 2015 года нашли отражение позиции, достаточно спорные с точки зрения технической и военной целесообразности и совершенно нелогичные с точки зрения военно-технической политики.

Вряд ли кто-то сможет объяснить, зачем Минобороны собирается закупать танки Т-72 различных модификаций, которые не стоят на вооружении украинской армии. Для их жизнедеятельности необходимо создавать новую структуру обслуживания и ремонта. О затратной части такого решения можно только догадываться!

Аналогично выглядит закупка специальных машин на базе БТР-ЗЕ, несоответствующих тактико-техническому заданию на бронетранспортеры для нужд Вооруженных сил Украины. При этом закупаются аналогичные по назначению специальные машины на базе БТР-4Е. Стоит упомянуть в связи с этим и закупку SAXSON, БТР-70ДИ, бронемашин "Дозор", IVECO в дополнение к уже имеющимся в Вооруженных силах БТР-70, БТР-70-У1, БТР-80.

Есть вопросы и к закупке противотанковых ракетных комплексов "Стугна" и "Корсар", отличающихся друг от друга калибром ракет, что значительно усложняет логистическое обеспечение подразделений.

Подробнее читайте в статье Дмитрия Менделеева Оборонный заказ или Оборона "в заказе" в свежем номере еженедельника "Зеркало недели. Украина."