Украинской власти не стоит откладывать внутреннюю очистку и реформирование системы Министерства внутренних дел до завершения войны, поскольку это было бы неправильно не только с точки зрения морали, но и политической необходимости – одна из рекомендаций Европейского Союза для вступления нашего государства прямо касается органов МВД. Речь идет о необходимости принятия комплексного стратегического плана реформирования всего сектора правопорядка как части среды безопасности Украины, заметил эксперт Центра политико-правовых реформ Евгений Крапивин в статье для ZN.UA "МВД: благодаря чему система выстояла, и нужно ли ей трансформироваться в условиях войны?".
Он отметил, что предыдущая критика незаконных практик деятельности и проявлений коррупции в министерстве остается актуальной, несмотря на войну. К тому же, на фоне боевых действий процесс самоочистки фактически заморозился, а коррупция тщательно умалчивается соответствующими органами.
"Кажется, что лишь под давлением европейцев и американцев в последние две недели активизировались расследования, в частности связанные с коррупционными схемами на таможне, закупках, гуманитарке. К сожалению, во всех этих преступлениях есть десятки и сотни исполнителей, в том числе внутри самой системы МВД", – добавил Крапивин.
Генеральный прокурор Андрей Костин сообщил, что Межведомственная рабочая группа уже разработала проект Комплексного стратегического плана реформирования органов правопорядка на 2023–2027 годы, принять который рекомендует ЕС. Документ направили в офис президента с целью изучения и последующего утверждения указом Владимира Зеленского.
Приоритетами в проекте, в частности, определили обеспечение эффективности органов правопорядка; развития системы управления, ориентированной на результат; комплексной цифровой трансформации системы, а также ее открытости, прозрачности, подотчетности, независимости и политической нейтральности. По сути, по словам эксперта, это означает продолжение реформ, не завершенных после Революции Достоинства.
В частности, Крапивин считает, что, хотя в Украине и работают качественно новые органы и подразделения, еще трудно говорить об образовании ими системы. Это скорее сосуществование новых и старых структур и кадров.
"И это проблема, потому что после окончания войны мы опять начнем старую историю об "очищении", "аттестации", "перезагрузке". Сделать это удачно почти невозможно, часто просто неконституционно, так что, скорее, следует изменить внутреннюю структуру: например, реформировать уголовный блок полиции, объединить должности следственного и оперативного работника, ввести четкую систему оценивания по критериям качества работы, а уже потом смотреть, как люди обживаются в этих новых структурах", – предложил он.
По мнению эксперта, если в Украине заработают действенные системы оценки и дисциплинарной ответственности, неэффективных правоохранителей уволят естественным путем.
Также Крапивин указал на сохранение чрезмерного политического влияния в МВД. Вызов является одним из крупнейших, особенно, на фоне активного вовлечения правоохранителей в задачи военного времени, в результате чего органы министерства долго будут ключевым силовым блоком государства, ответственным за внутреннюю безопасность.
"Вместе с тем неудачными кадровыми решениями, толерантностью к коррупции или просто нереагированием на системные проблемы можно создать ситуации, когда этот ресурс будет использован против украинцев. Поэтому сегодня мы занимаемся деолигархизацией, но параллельно не должны забывать, что органы, имеющие монополию на применение силы, так же нуждаются в пристальном внимании", – подчеркнул представитель Центра политико-правовых реформ.
В то же время, он уточнил, что рекомендации ЕС рассчитаны на мирное время, поэтому не включают проблемные вопросы войны. Однако эксперт не считает это критическим, если наряду с комплексным стратегическим планом реформирования органов правопорядка у Украины будет качественная государственная (публичная) политика по таким вопросам.
"Потому что одно дело, какой систему правопорядка хотят видеть европейцы (действительно, это система мирного времени), другое – какие вызовы перед ней ставит война сегодня и как нам сохранить систему правопорядка до мирного времени. Таким образом, несмотря на постоянство системы МВД в условиях войны, это должно быть не результатом спорадических усилий хороших руководителей или низовой инициативы подчиненных, а частью постоянной, последовательной, результативной государственной политики военного времени", – подытожил Евгений Крапивин.
Больше статей Евгения Крапивина читайте по ссылкам.