Верховный лидер Ирана Али Хаменеи в воскресенье, 28 июля, заявил, что его страна открыта к улучшению дипломатического взаимодействия с Западом, намекая на потенциально более примирительный подход Тегерана во времена нового президента. Об этом сообщает Bloomberg.
Хаменеи сказал, что западные государства "плохо относились к Ирану в последние годы", в частности, из-за санкций, подавивших экономику Тегерана и экспорта нефти.
Однако, по его словам, Иран может пересмотреть свои дипломатические приоритеты по отношению к Западу "если они (Запад — ред.) изменят свое плохое поведение".
Хаменеи сделал такое заявление во время церемонии, на которой официально утвердил Масуда Пезешкиана в должности нового президента Ирана. Одобрение Хаменеи считается формальностью, но знаменует собой начало срока пребывания Пезешкиана в должности.
На недавних президентских выборах в Иране 69-летний реформатор Пезешкиан победил сторонника жесткой линии Саида Джалили, известного своей неприязнью к отношениям с Западом.
В воскресенье Пезешкиан подтвердил приверженность "конструктивной и эффективной" внешней дипломатии. Он подчеркнул необходимость объединить глубоко фрагментированный политический ландшафт Ирана.
Пезешкиан примет присягу на пост президента в Тегеране во вторник, 30 июля, в присутствии десятков иностранных высокопоставленных должностных лиц.
Иран последовательно критикует европейских подписантов ядерного соглашения 2015 года, а именно Великобританию, Францию и Германию за невыполнение своих обязательств по возобновлению пакта после того, как в 2018 году тогдашний президент США Дональд Трамп вышел из соглашения.
Возобновление ядерного соглашения было краеугольным камнем предвыборной кампании Пезешкиана, и недавно Хаменеи намекнул, что такая цель все еще достижима.
Пезешкиан обещал продвигать прагматическую внешнюю политику, ослабить напряженность в зашедших в тупик переговорах Ирана с большими государствами, чтобы восстановить ядерный пакт 2015 года, и улучшить перспективы социальной либерализации и политического плюрализма.
Однако многие иранцы скептически относятся к его способности выполнить свои предвыборные обещания, поскольку именно верховный лидер Али Хаменеи, а не президент, имеет высшую власть в Иране.
То, как победа Пезешкиана повлияет на отношения Ирана с Украиной, Россией и Западом и стоит ли ожидать радикальных изменений в иранском обществе, анализировал Игорь Семиволос.