Верховная Рада приняла закон №3822 "Об особенностях реформирования предприятий оборонно-промышленного комплекса государственной формы собственности". За документ в целом проголосовали 256 депутатов.
"Целью настоящего Закона является внедрение модели корпоративного управления объектами государственной собственности в оборонно-промышленном комплексе Украины (ОПК) в соответствии с рекомендациями по корпоративному управлению субъектами хозяйствования Организации экономического сотрудничества и развития, формирования предпосылок для повышения конкурентоспособности предприятий оборонно-промышленного комплекса государственной формы собственности, создание условий для привлечения инвестиций в оборонно-промышленный комплекс", - говорится в тексте документа.
Закон предусматривает реорганизацию Госконцерна "Укроборонпром" в порядке преобразования государственного унитарного коммерческого предприятия в акционерное общество с учетом особенностей, определенных настоящим Законом.
Предполагается, что в состав комиссии по прекращению "Укроборонпрома" должны входить как минимум один представитель субъекта управления и как м инимум один представитель Фонда государственного имущества Украины. Главой комиссии должен быть гендиректор "Укроборонпрома".
На время процедуры прекращения органы управления госконцерна продолжат осуществлять свои полномочия в объеме и порядке, определенных уставом "Укроборонпрома".
Среди прочего, акционерное общество будет:
- регулировать, контролировать и координировать деятельности хозяйственных обществ в оборонно-промышленном комплексе;
- создавать предприятия, совместные предприятия и другие юридические лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации;
- управлять корпоративными правами (долями в уставном капитале) относительно хозяйственных обществ в оборонно-промышленном комплексе, пакетами акций (доля в уставном капитале) которые ему принадлежат, и корпоративными правами государства, которые переданы ему в управление;
- назначать (избирать) и увольнять членов исполнительного органа (лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа) хозяйственных обществ в оборонно-промышленном комплексе, 100% акций которых ему принадлежат, заключать и разрывать с ними контракты и контролировать их выполнение. При этом членом такого исполнительного органа не сможет быть лицо, являющееся гражданином (подданным) государства-агрессора, или работавшее в секторе безопасности и обороны такого государства;
- определять порядок проведения конкурсного отбора кандидатов на должность независимого члена наблюдательного совета хозяйственного общества в оборонно-промышленном комплексе, 100% акций которого ему принадлежат (в случае образования наблюдательного совета и определения целесообразности включения в ее состав независимых членов).
- утверждать стратегию развития, политику корпоративного управления, соцответственности и направления деятельности акционерного общества, хозяйственных обществ в оборонно-промышленном комплексе;
- мониторить финансовую деятельности хозяйственных обществ в оборонно-промышленном комплексе;
- принимать решение о дальнейшем использовании государственного имущества, не вошедшего в уставные капиталы хозяйственных обществ в ОПК;
- привлекать инвесторов, в том числе иностранных, разрабатывать инвестпроекты и контролировать их реализацию, будет участвовать в привлечении средств с финансовых рынков, определять источники формирования и использования фондов инвестиционного и инновационного развития;
- обеспечивать управление и сохранение материальных носителей секретной информации и осуществления мероприятий по охране государственной тайны;
- осуществлять функции уполномоченного субъекта хозяйствования по управлению объектами государственной собственности в ОПК по объектам управления государственной собственности, которые не вошли в уставные капиталы хозяйственных обществ в оборонно-промышленном комплексе.
В то же время в ОПК планируется создать хозяйственное общество, которое будет:
- по согласованию с уполномоченным субъектом управления создавать предприятия, совместные предприятия и другие юридические лица, принимать решение об их реорганизации и ликвидации;
- осуществлять деятельность по привлечению инвесторов, в том числе иностранных, разрабатывать инвестиционные проекты и контролировать их реализацию, участвовать в привлечении средств с финансовых рынков, в том числе международных;
- при осуществлении своей уставной деятельности обеспечивать управление и сохранение материальных носителей секретной информации и осуществления мероприятий по охране государственной тайны;
- осуществлять иные функции и полномочия, определенные уставом и настоящим Законом.
В законе указано, что общество создается как акционерное или как общество с ограниченной собственностью путем преобразования предприятия. При этом единственным учредителем общества является государство в лице уполномоченного субъекта управления. Акционером (участником) общества является уполномоченный субъект управления и/или хозяйственное общество в ОПК, в уставный капитал которого в установленном порядке переданы акции (доля в уставном капитале) общества.
Согласно закону, решение об определении акционером общества другого хозяйственного общества в ОПК принимает правительство по предложению уполномоченного субъекта управления.
При определении акционером общества другого хозяйственного общества в ОПК пакет его акций приобретается таким участником в собственность и вносится в его уставный капитал.
Кроме того, превратить предприятие в общество можно по решению уполномоченного субъекта управления о прекращении в соответствии с законодательством, с учетом особенностей, определенных настоящим Законом. При этом решение о прекращении предприятий государственного сектора экономики, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, принимаются уполномоченным субъектом управления по согласованию с правительством.
Уставный капитал общества, согласно документу, будет формироваться на основании передаточного акта и акта оценки имущества и за счет:
- имущества предприятия, включая акции (доли), принадлежащие предприятию в уставных капиталах других предприятий или управление которыми осуществляет предприятие;
- права хозяйственного ведения на закрепленные за предприятием объекты права государственной собственности, не подлежащие приватизации, в том числе аэродромы и аэродромные объекты (взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перроны, системы посадки, наземные средства связи, навигации, наблюдения, другие элементы аэродромов), обеспечивающие безопасность полетов;
- права постоянного пользования земельными участками предприятия;
- объектов права интеллектуальной собственности предприятия;
- пакетов акций (долей) других хозяйственных обществ в оборонно-промышленном комплексе, которые вносятся в его уставной капитал;
- других источников, не запрещенных законодательством.
"С целью обеспечения выполнения государственных контрактов по оборонным закупкам и внешнеэкономическим договорам (контрактам, проектам), обеспечение непрерывности полномочий предприятия как разработчика, производителя, субъекта, осуществляющего техническое обслуживание товаров военного назначения и двойного использования, комитента, комиссионера, посредника комиссия по реорганизации вправе делегировать отдельные полномочия по управлению хозяйственной деятельностью предприятия его руководителю", - говорится в законе.
Кроме того, согласно принятому документу, общество, созданное в результате реорганизации предприятия, считается созданным, а предприятие - таким, что прекратилось, со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований.
Закон предусматривает, что общество является правопреемником всех прав и обязанностей предприятия со дня внесения соответствующей записи в госреестр. Это касается и части статуса предприятия как субъекта осуществления международных передач товаров, его полномочий на право осуществления экспорта, импорта товаров военного назначения и товаров, содержащих сведения, составляющие государственную тайну. Кроме того, правопреемство касается выполнения:
- государственных контрактов по оборонным закупкам и государственных целевых программ:
- программ повышения обороноспособности и безопасности государства;
- других договоров, касающихся товаров, работ или услуг оборонного (военного) назначения и двойного использования;
- внешнеэкономических контрактов.
Ранее сообщалось о том, что в результате реформирования концерна появятся два самостоятельных холдинга.
Также отмечалось, что в рамках корпоратизации концерн будет разделен на различные бизнес-единицы. 65 наиболее перспективных предприятий войдут в новосозданный оборонный холдинг. Ожидается, что процесс создания холдинга и новых бизнес-единиц должен быть завершен в 2021 году.
Фонду госимущества для дальнейшей приватизации будет передано 18 объектов Укроборонпрома, еще один объект ("Украинская авиационная транспортная компания") - передадут в Минобороны.