Политическое участие, особенно в гибридных политических режимах вроде Украины, – один из важнейших факторов развития общества и государства. Однако в нашей стране гражданское общество еще должно добывать в борьбе свое право помогать государству развиваться.
«Чем больше людей приобщается к общественно-политической активности, тем эффективнее гражданскому обществу удается защищать свои политические права и интересы. Влиять на власть каждый день, не доводя ситуацию до революций», - пишет аналитик Фонда «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива Сергей Шаповалов в статье «Политически неактивные. Приговор или перспектива для роста?».
Рост политического участия ускорит реализацию в Украине структурных политических реформ, которые влияют на качество представительской демократии в ней, а, следовательно, и на способность страны противостоять российской агрессии.
Согласно опросам, до 10% граждан Украины приобщаются к тем или иным формам общественно-политической активности. К действиям, направленным на то, чтобы влиять на принятие решений (хотя бы на местном уровне), готовы приобщаться еще меньше.
«Украина драматично не отличается от западных демократий по количеству людей, регулярно приобщающихся к тем или иным формам политического участия, но наше общество отличается меньшей потенциальной активностью более широких масс общества», - отмечает Шаповалов.
Украинцы значительно меньше, чем европейцы, пользуются инструментом петиций: в большинстве западных стран этот инструмент используют более половины граждан, а в Украине – около 14%.
В вопросе участия в мирных собраниях украинцы не критично отличаются от жителей стран западных демократий. А по параметру членства в партиях мы вообще мало отличаемся от европейцев.
По уровню интереса граждан к политике Украина оказалась в конце списка среди сравниваемых стран. Но для гражданской политической культуры важно не только количество активно интересующихся политикой граждан. Важна потенциальная вовлеченность, то есть масса людей, которая может мобилизоваться для политического участия в случае необходимости, отмечает автор.
В Украине около 24% граждан верят в свою способность влиять на состояние дел в стране, но почти 70% считают, что лично они не могут повлиять на это.
Кроме того, украинцы большей частью имеют установку не доверять незнакомым людям, что не способствует коллективной социально-политической активности.
«Когда люди по умолчанию не доверяют окружающим, это делает невозможной национальную сплоченность. У каждого отдельного человека не возникает понимания целостного общества, себя как части этого общества и что ради блага этого общества следует мобилизоваться к действию, расходуя свои ресурсы. Это подрывает потенциальную общественно-политическую активность», - объясняет Шаповалов.
Слабая потенциальная активность общества приводит к тому, что элиты позволяют себе игнорировать требования активного гражданского общества, организовывать нападения на активистов, понимая, что за 10% активистов нет поддержки потенциально активных 40–60% граждан.
Революции 2004-го и 2014 годов, волна волонтерства после вооруженной агрессии России, доказали способность украинского общества мобилизоваться в критические для страны моменты. Тем не менее, граждане не мобилизуются в условно мирной ситуации, например, когда в высоких креслах оказываются коррумпированные чиновники.
Однако данные соцопросов свидетельствуют о том, что в ближайшие годы будет формироваться прослойка с приблизительно 30% потенциально активных граждан, отмечает Шаповалов.
Около трети граждан говорят, что предоставляют благотворительную денежную или материальную помощь людям или общественным организациям, которые решают определенные общественные проблемы.
«Однако проблемой остается то, что более половины граждан не принимают участия в какой-либо волонтерской активности, не прибегают к ни одной из форм политического участия и не проявляют интерес к ним», - отмечает автор.
Это свидетельствует о том, что впереди у украинцев долгий путь к становлению способного гражданского общества и преобразованию Украины в стабильную демократию.
Более половины украинцев не принимают участия в какой-либо волонтерской активности, не прибегают к ни одной из форм политического участия и не проявляют интерес к ним. Каковы последствия такой невысокой политической активности украинцев? Почему так произошло в стране двух Майданов? И будут ли украинцы политически более инициативными в будущем? Подробнее – в материале Сергея Шаповалова «Политически неактивные. Приговор или перспектива для роста?» в ZN.UA.