UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Ураган Путин»: почему аннексия украинских территорий опасна для всего мира

Аннексия выкристаллизовывает причины, почему Соединенные Штаты и их союзники так твердо помогают Украине в ее военных усилиях.

Новый захват территории Украины Россией является актом геополитического пиратства, который сделает войну более опасной, принесет новые риски стратегическим расчетам Запада и продолжит бросать вызов международному верховенству права. Об этом пишет политический обозреватель Стивен Коллинсон в аналитическом материале для CNN.

В пятницу Владимир Путин возглавил кремлевскую церемонию, во время которой был официально оформлен процесс аннексии четырех оккупированных Россией украинских регионов, что лишает Украину значительных объемов тяжелой промышленности и ее сельскохозяйственного богатства.

По сути, этот шаг означает похищение территории у суверенного государства и объявление ее частью России после неспровоцированного вторжения — явное нарушение международного права и одна из причин, почему подавляющее большинство стран мира этого не воспримут.

Российский лидер сделал заявление, в котором подверг очередной риторической критике Соединенные Штаты и их союзников, подчеркнув, что он рассматривает войну в Украине как часть более широкого проекта, направленного на то, чтобы изменить то, что он считает унижением, вызванным распадом Советского Союза.

«Запад искал и продолжает искать новый шанс ослабить и уничтожить Россию, они всегда мечтали расколоть наше государство, настроить народы друг против друга, — сказал Путин. – Им просто мозолит глаза то, что существует такая большая страна, как Россия».

Поглощение украинских регионов, подобное аннексии Крыма в 2014 году, не изменит реальности войны, которая уже обернулась против Путина, нанесла кровавые жертвы его войскам и разжигает бунты внутри России.

Читайте также: Аннексия Путиным украинских территорий станет точкой невозврата — The Guardian

Но эта хитрость, фиктивные референдумы, к которым он прибег, создает альтернативную реальность конфликта и будет иметь несколько важных последствий для американцев, будущей власти США и для демократии в целом, даже если продолжающаяся уже семь месяцев война кажется многим из них каким-то далеким конфликтом на краю Европы.

Именно это во время своего выступления на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций в этом месяце подчеркнул президент Джо Байден, когда утверждал, что нельзя безнаказанно разрешать нациям иметь имперские амбиции.

«Эта война связана с уничтожением права Украины на существование как государства и права Украины на существование как народа, – сказал Байден. – Кем бы вы ни были, где бы вы ни жили, во что бы вы не верили – от этого у вас должна стынуть кровь».

План Путина

Аннексия охватила четыре области — Донецкую и Луганскую, самопровозглашенные республики, а также Херсонскую и Запорожскую области, контролируемые российскими войсками практически с начала вторжения, с конца февраля.

Украинское правительство, Соединенные Штаты и их европейские союзники решительно отвергли идею, что эти территории теперь будут частью России.

«Соединенные Штаты никогда, никогда, никогда не признают претензий России на суверенную территорию Украины, – предупредил Байден на саммите тихоокеанских островов в Вашингтоне в четверг. – Эти так называемые «референдумы» были фикцией – абсолютной фикцией – и результаты были сфабрикованы в Москве», – сказал президент, пообещав ряд новых суровых санкций для России.

Государственный секретарь Энтони Блинкен четко дал понять, что США не будут устанавливать ограничения относительно того, где украинские силы могут использовать оружие, изготовленное в США, фактически назвав блефом заявления Москвы о последствиях нападения на то, что она сейчас считает частью великой России.

«Украина имеет абсолютное право защищаться на всей своей территории, в том числе вернуть территорию, которая была тем или иным образом незаконно захвачена Россией», — сказал Блинкен на пресс-конференции во вторник.

«В принадлежности аннексированных территорий нет никаких изменений ни для нас, ни для украинцев. Украинцы будут продолжать делать то, что нужно делать, чтобы вернуть землю, которую у них отобрали. Мы будем продолжать поддерживать их в этих усилиях»,  — подчеркнул он.

Объявляя на прошлой неделе о частичной мобилизации, заставившей тысячи будущих призывников покинуть страну, Путин предупредил, что для защиты территориальной целостности его страны он использует все имеющиеся средства. Многие расценивают это как угрозу применения тактического ядерного оружия в случае, если недавно аннексированные регионы подвергаются нападению. Такой сценарий может стать проверкой установленных Путиным красных линий. Но угроза потери любых недавно аннексированных территорий также может усилить его собственную панику из-за войны, которую он должен выиграть, чтобы продлить свою политическую жизнь.

Читайте также: Путин понимает, что проиграет, поэтому объявил мобилизацию — Госдеп США

Соединенные Штаты заявляют, что пока не видят никаких перемещений российского ядерного оружия. Это включает в себя тактические боевые устройства, которые могут иметь меньшую площадь, чем мощные стратегические боеголовки большой дальности. Тем не менее представители разведки США заявили CNN, что хотя потенциальное использование Россией ядерного оружия все еще считается маловероятным, его нельзя окончательно исключать.

Читайте также: «Путин сходит с ума и блефует, разыгрывая ядерную карту» — американский эксперт оценил угрозы президента РФ

«Ураган Путин»

Из-за границы наспех организованные референдумы на оккупированных территориях Украины выглядят смешно: дилетантскими и поспешными. В определенном смысле они являются примером того, как Путин «троллит» Запад, в очередной раз демонстрируя пренебрежение международным правом и идеей демократии. В четверг Путин не оставил сомнений в том, что он считает войну в Украине частью более широкой попытки сдержать могущество и влияние Запада. Оплакивая распад бывшего СССР, он заявил руководителям разведок бывших советских республик, что они являются свидетелями сложного процесса формирования более справедливого мирового порядка.

Но, очевидно, нелегитимный характер референдумов также указывает на их истинную цель: создать впечатление прогресса в войне для россиян, а также оправдать мобилизацию тысяч резервистов, которым теперь можно сказать, что их отправляют в Украину воевать, чтобы защитить российские территории.

В других обстоятельствах аннексия Путина могла бы рассматриваться как потенциальный выход из конфликта, который сохранит ему лицо и позволит объявить определенную победу. Но Украина заявила, что подобные шаги означают лишь отсутствие оснований для переговоров с Москвой. А недавние успехи на поле боя и поток западного оружия — США объявили о еще одном пакете на 1 миллиард долларов в среду — означают, что нет стратегических причин прекращать боевые действия.

Эти шаги России, вероятно, укрепят поддержку Украины в Конгрессе США в то время, когда существуют определенные признаки того, что потенциальное республиканское большинство в Палате после промежуточных выборов этой осенью может быть менее заинтересовано в направлении миллиардов долларов помощи Киеву — это фактор, который может повлиять на долгосрочную стратегию Путина.

Сенатор-республиканец Линдси Грэм от Южной Каролины и сенатор-демократ от Коннектикута Ричард Блюменталь в четверг обнародовали проект резолюции, требующей от Байдена немедленного прекращения экономической и военной помощи любой стране, признающей аннексию украинских территорий.

Грэм отметил, что аннексия происходила в то время, когда значительная часть Соединенных Штатов была сосредоточена на разрушении Флориды после урагана Ян. Вероятно, в ближайшие дни Конгрессу будет предложено профинансировать масштабные усилия по устранению его последствий и восстановлению разрушенного. Но Грэм, отметив, что шторм сейчас обрушивается на его штат, подчеркнул, что законодатели должны «делать две вещи одновременно».

«Мы должны помогать нашим друзьям и соседям здесь, дома, но мы также должны отстаивать то, что правильно, за рубежом. Поэтому мы имеем дело с ураганом Путин, за неимением лучшего слова, — сказал Грэм. – Он пытается переписать карту Европы, он пытается силой оружия сделать то, что он не способен сделать политическим путем».