После войны у Украины будут большие надежды, однако восстановление и реформы могут оказаться для нее опасной и трудной задачей, пишет Джейми Деттмер, редактор общественного мнения в POLITICO Europe.
Свое беспокойство о будущем страны выразила в комментарии изданию оппозиционная депутат от либеральной проевропейской партии «Голос» Инна Совсун. Она напомнила о десятилетних циклах, когда украинцы имеют тенденцию устраивать революции — Оранжевую в 2004 и Революцию Достоинства в 2014 — и поделилась ощущениями того, что в 2024 Украину ждет очередное политическое потрясение.
Конечно, у Революции 2014 года были непредвиденные последствия, которые и привели Украину туда, где она сегодня — защищается от российского вторжения, совершенного по приказу возмущенного Путина, который стремится взять реванш. И как цветная революция имела свои последствия, так и война формирует сильное чувство национального сознания и порождает огромные надежды на лучшее будущее — надежды, которые трудно оправдать.
Совсун не единственная, кто видит на горизонте очередные потрясения. Бывший министр украинского Кабинета министров, попросивший не называть его, опасаясь навредить военным усилиям и обеспечить пропаганду для России, также считает, что Майдан может повториться.
«Эта война породила большие надежды, и люди будут очень нетерпеливы к изменениям. Они захотят денег и справедливости, а также завершения реформ, которых они требовали еще в 2014 году, и они захотят их быстро», – сказал он.
И хотя ориентироваться в бурных послевоенных политических водах будет трудно для любого лидера, по словам бывшего министра, это будет особенно актуально для президента Украины Владимира Зеленского, поскольку он стал частью проблемы — лидером с автократическими тенденциями.
Это может прозвучать странно, если смотреть извне. Ведь уже год Зеленского называют олицетворением украинского сопротивления и даже иконой демократии. Ему до сих пор аплодируют за то, что он отклонил предложение Америки уехать из Киева, когда российские танки были в 60 километрах от столицы, а его вдохновляющая риторика времен войны и ораторские способности помогли убедить Соединенные Штаты и Европу поддержать Украину, когда ей это было жизненно необходимо.
Лидерство, коммуникативные способности и несгибаемый дух Зеленского заслужили похвалу и дома в Украине. Его результаты в опросах общественного мнения заоблачны — выше только у ВСУ. Но опытные наблюдатели говорят, что его 84-процентный рейтинг одобрения является результатом настроения единения вокруг флага, и предполагают, что рейтинг упадет, когда угроза существованию Украины исчезнет — так же, как это произошло вскоре после того, как комик-популист, получил убедительную победу в 2019 году, пообещав защищать интересы народа против богатых и правящих элит.
К сожалению, Зеленский не смог воспроизвести свою роль телевизионного «президента народа» в реальной жизни, его поддержка в какой-то момент резко упала лишь до 11 процентов после того, как он уволил премьер-министра-реформатора, сформировав свое правительство из числа друзей и бывших деловых партнеров, и ничего не достиг в своей антикоррупционной инициативе.
Украинского президента обвинили в том, что он становится все более автократичным и нарушает законы, издавая президентские указы о санкциях против врагов, и все это во имя борьбы с российской агрессией — но, по мнению некоторых критиков, также с целью помешать своим политическим оппонентам.
За четыре месяца до российского вторжения Зеленский и два его близких соратника также были причастны к скандалу с оффшорной финансовой деятельностью. На основе Pandora Papers — хранилища документов, раскрывающих оффшорную деятельность политических лидеров и других выдающихся лиц во всем мире — Organized Crime and Corruption Reporting Project обнаружил, что украинский лидер создал оффшорные компании прежде, чем стал президентом, но продолжал получать от них прибыль и после того, как занял высшую должность. Зеленский, со своей стороны, отрицал любое отмывание денег или незаконное использование средств.
Сейчас, говорят политические оппоненты, нельзя обвинять президента в его довоенных поступках, но после того, как пушки умолкнут, возникнут вопросы о событиях, предшествовавших войне, и относительно того, почему Зеленский проигнорировал предупреждения западных разведок о высокой вероятности российского вторжения и не объявил в стране военное положение гораздо раньше.
Однако время от времени эти вопросы поднимаются даже в разгар войны — в последний раз этот вопрос вспыхнул в августе, когда каскад публичной критики последовал за замечаниями Зеленского о том, почему он умалил предупреждение о неминуемом нападении, утверждая, что должен был это сделать, поскольку иначе украинцы запаниковали бы, сбежали и спровоцировали экономический коллапс
Опрошенные POLITICO оппозиционные политики и лидеры гражданского общества считают, что Зеленский также будет вынужден отвечать за то, как он и его сплоченная команда старых друзей и бывших деловых партнеров руководили во время войны — их стиль ничем не отличается от того, которого они придерживались до вторжения, пытаясь установить «управляемую демократию» с одной доминирующей партией
В частности, оппозиционный депутат Николай Княжицкий, хотя и соглашается с необходимостью сплотиться во время войны вокруг власти, все же обеспокоен будущим демократии в Украине.
«Даже в военное время должна быть политическая оппозиция, должен продолжаться демократический процесс, должен быть парламентский контроль», - считает он.
Как и другие, Княжицкий отметил, что Зеленский пользуется полномочиями президента во время войны и военным положением, чтобы захватить больше власти, контролировать СМИ, отстраниться от парламента и игнорировать законодательный надзор за тем, как и кому выделяются государственные средства и не являются ли бенефициарами бизнес-союзники украинского президента или компании, связанные с членами его правящей партии.
Некоторые также опасаются, что мировое обожание, который сейчас имеет Зеленский, подпитывает его [blink title="folie de grandeur" headinfo="folie de grandeur"]мания величия - фр.[/blink].
«Он думает, что он политик номер один в мире, и что Джо Байден намного, гораздо ниже его, и еще ниже – такие лидеры, как Макрон и Шольц», – сказал бывший министр, добавив, что это нездорово и не предвещает ничего хорошего.
Как и другие, он вспомнил, что украинский лидер, похоже, не желает делиться сценой или вниманием, подобно тому, как актер хочет получить все лучшие реплики, тогда как бывший помощник Зеленского рассказал, что его офис постоянно делает социологические замеры, чтобы проверить, никто ли его не затмевает.
По мнению критиков, такое желание быть неизменным главным героем может в какой-то степени объяснить, почему Зеленский отвергает призывы сформировать коалиционное правительство в трудные для страны времена.
В то же время Тимофей Милованов, президент Киевской школы экономики, также являющийся бывшим министром экономического развития и неофициальным советником правительства, исключает утверждение о том, что Зеленский имеет автократическую жилку.
«По сути, Зеленский отвечает тому, чего хотят люди. По-моему, Украине очень повезло с ним. Я думаю, что предыдущие президенты капитулировали бы в первые несколько недель войны и пошли бы на переговоры», – сказал он.
По словам Милованова, Зеленский строит национальное государство и потому не имеет другого выбора, кроме как обходить институты, потому что слишком часто они вовлечены в корыстные интересы.
«Никто не знает, какую перспективу подразумевает Зеленский. Я думаю, что за последние три года работы он изменил свои взгляды, поскольку он набирался опыта и понимает более широкую перспективу и действующие силы. Я думаю, что во многом он понимает лучше, чем большинство из нас», – добавил он.
В январе во время одного из своих ночных телеобращений Зеленский действительно заверил украинцев, что возвращения к тому, как было, не будет.
Но эти замечания прозвучали в разгар коррупционного скандала вокруг незаконных выплат и чрезмерно завышенных военных контрактов, что привело к серии отставок и увольнениям нескольких высокопоставленных украинских чиновников, включая пятерых региональных глав ОДА и четырех заместителей министров. Скандал разразился после того, как журналист-расследователь обнародовал детали мошеннических контрактов и бездействия правительства.
В то же время, заверения Зеленского не успокаивают и некоторых многолетних обозревателей страны.
«Мы не видели достаточно больших усилий для борьбы с коррупцией — разве, возможно, за одним важным исключением. Я думаю, что они действительно пытаются предотвратить перенаправление любой западной помощи, которую они получают. Я считаю, что они понимают риски в случае возникновения большого скандала», – сказал бывший высокопоставленный дипломат США, имеющий значительный опыт работы в Украине.
Но также он добавил, что на последних встречах с оппозиционными политиками и лидерами гражданского общества в Киеве его поразило то, что «с одной стороны они действительно ценят силу Зеленского как военного лидера», но также глубоко обеспокоены коррупцией и его авторитарным стилем.
«По их мнению, расплата за это придет как только завершится война. И я считаю, что, вероятно, так и будет», – сказал он.