UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинский вариант децентрализации как раз сшивает страну, а не раскалывает — Анатолий Ткачук

Из-за непонимания консолидированной позиции современной украинской власти относительно реформы происходит полная дезориентация общества, и это становится проблемой как самой власти, так и в целом украинцев.

От руководства государства общество слышит довольно разные сообщения, значительная часть из которых являются достаточно спорными, включая заявления о сепаратизме мэров и намеки на необходимость сильной руки, пишет в своей статье для ZN.UA Анатолий Ткачук. По его убеждению, власть должна все-таки определиться - завершение реформы децентрализации должно происходить в соответствии с принятой ранее Концепцией, есть ли новая идея? Если так, то эту новую идею должны одинаково артикулировать все участники команды.

Относительно децентрализации и сепаратизма, то громадам нового импульса развития и ответственности за свое будущее и свою власть. А с другой - дает возможность громадам выйти на прямые отношения собственно с государством, без участия в этом промежуточных звеньев - районов и регионов.

"Таким образом, центр и громады сочетаются тысячами вертикальных связей, сотрудничество между громадами создает тысячи горизонтальных связей, и так формируется государственная устойчивость. Громады не являются сепаратистами или автономистами", - объясняет автор.

Ткаченко отмечает, что такую угрозу могут создавать регионы, если полномочия между различными уровнями территориального устройства распределено неправильно. При этом, регионализация в Украине образца 2004-го и 2014-го происходила по линии областных государственных администраций и областных территориальных органов исполнительной власти.

"Просто вспомните, кто первым перешел на сторону сепаратистов в Донецке и Луганске? Подчиненные Киеву милиция и прокуратура", - пишет Ткаченко.

По его словам, реформа 2014-2015 годов осуществлялась по лекалам, подготовленным в 2008-2009 годах. Именно тогда была проведена большая работа по моделированию территориальных громад и районов, разработаны основные законопроекты: о праве территориальных громад на объединение, об административно-территориальном устройстве, а также различные методические рекомендации для моделирования и расчетов.

Однако сейчас запас этих работ исчерпывается, да и условия несколько изменились. С одной стороны, есть огромная поддержка доноров, которой не было в прошлые времена, выросло много разных экспертов, которые занимаются вопросами реформы в течение 2014-2020 годов, и это очень хорошо. С другой - разбалансировка этапности работ, отсутствие координации политики в этой сфере внутри органов исполнительной власти и частая смена министров, что усложняет такую работу.

Автор указывает на то, что ключевой задачей в настоящее время является достаточно быстрое и системное продвижение нового законодательства для органов местного самоуправления и местных государственных администраций на послереформенный период после выборов 25 октября 2020 года, прежде всего в части компетенций и полномочий органов (не только райсоветов и РГА, но и территориальных органов исполнительной власти). Также нужна быстрая работа по изменению статуса имущества РГА, районных советов в районах, которые ликвидируются.

"Работы здесь достаточно много, и ее следует выполнить разумно и на системном уровне, чтобы смена районного деления не ввергла общество в новый виток хаоса", - указывает автор.

Читайте также: Зеленский считает, что мэры-бунтари прикрывают "чистый сепаратизм" децентрализацией

Подробнее читайте в статье Анатолия Ткачука "Децентрализация. Стратегия меняется?" для ZN.UA.