С началом строительства Россией моста через Керченский пролив не последовало никакой реакции со стороны Украины.
Как пишет в статье на ZN.UA Валентина Самар, в данной истории отговорка, что Крым наглым образом был аннексирован РФ, и мы вместе со всем международным сообществом ничего с агрессором поделать не можем, не проходит.
"Потому что и после аннексии Крыма воды Керченского пролива (как и Азовского моря) являются внутренними водами Украины и Российской Федерации. Этот правовой статус пролива закреплен все еще действующим Договором между Украиной и РФ о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, подписанным, к слову, под "тузлинским" давлением России 24 декабря 2003 года (ратифицирован законом Украины от 20 апреля 2004 г. №1682-ІV)", - пишет автор.
Крым, исходя из нынешнего законодательства РФ, "вошел" в состав России - но не Керченский пролив. Он по-прежнему - общее для использования водное пространство, где односторонние действия невозможны, а все вопросы использования акватории пролива должны осуществляться по соглашению между сторонами.
И несмотря на уверения президента Петра Порошенко, что бороться на крымском фронте Украина сегодня может только дипломатическими и юридическими методами, в ответ на начало строительства моста со стороны Украины не последовало даже квелого заявления МИД. Не говоря уже о введении экономических санкций и подготовке иска в суд в ответ на наглое нарушение международного права.
Как известно, морские суда, проходящие через Керченский пролив, оплачивали канальный сбор Керченскому морскому торговому порту. "Это обязательный платеж (сбор), взимаемый с торговых судов за пользование транзитными и подходными к портам каналами; разновидность портового сбора. Уплачивается при каждом прохождении канала в один конец, - напоминает Андрей Клименко, глава Наблюдательного совета фонда "Майдан иностранных дел". - Это многие сотни судов в год и миллионы долларов денежных средств. В настоящее время канальный сбор фактически уплачивается судами многих стран не в бюджет Украины, а в бюджет государства-оккупанта. В том числе, это касается морских судов, направляющихся в(из) украинские порты на Азовском море - Бердянск и Мариуполь. Из поля зрения государства напрочь исчезло также использование рейдовых причалов (стоянок) - районов акватории Керченского пролива, на которых ведется рейдовая перевалка нефтепродуктов и сыпучих грузов. Плата за это также поступает в Керченский морской торговый порт".
Напомним, что на этот порт распространяются санкции Европейского Союза в связи с его незаконной экспроприацией оккупантами. Таким образом, считает эксперт, весь этот комплекс проблем - Керченский мост, статус Керченского пролива и Азовского моря - должны стать предметом серьезной дипломатической и правовой работы МИД и Министерства юстиции Украины.
"Конечная цель этой работы абсолютно понятна - сделать невозможным наглое использование Россией (как государством-агрессором и оккупантом) территориальных вод Украины и получить компенсацию различных видов ущерба: как финансового, так и экологического", - говорит А.Клименко.
Подробнее читайте в статье Валентины Самар Невидимый коридор в свежем номере еженедельника "Зеркало недели. Украина".