Украина и мировое сообщество должны преследовать лиц, совершивших тяжкие преступления на территории временно оккупированного Крыма и Донбасса с помощью универсальной юрисдикции, пишет бывший замгенпрокурора Гюндуз Мамедов в статье «Наказать за преступления в Крыму и Донбассе: что надо сделать Украине» для ZN.UA. Он объяснил, что Украина должна сделать, чтобы использовать универсальную юрисдикцию.
«Универсальная юрисдикция — это один из видов экстерриториальной уголовной юрисдикции. Государства, поддерживающие универсальную юрисдикцию, имеют право и обязанность расследовать тяжкие преступления независимо от того, на территории какой страны указанные преступления были совершены, а также — право и обязанность осуждать виновников этих преступлений», - объяснил Мамедов.
Он также отметил, что универсальная юрисдикция касается особо тяжких преступлений, определенных Римским статутом Международного уголовного суда. Это преступления против человечности, военные преступления, геноцид и преступления агрессии.
«Механизм универсальной юрисдикции действует в нескольких странах Европы и Соединенных Штатах, хотя в каждой из этих стран — свои требования и ограничения относительно применения указанного механизма», - пишет автор.
Такой механизм может быть полезным, когда страна не имеет возможности задержать подозреваемого на своей территории и обеспечить над ним судебный процесс. Кроме того, с использованием универсальной юрисдикции Украина могла бы предоставить правовую защиту беженцам — гражданам стран, в которых те становились жертвами международных преступлений. В частности это касается беженцев из Беларуси, которых незаконно удерживали под стражей, пытали и т.п.
При этом шагом к приближению к этим стандартам является законопроект №2689 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об имплементации норм международного уголовного и гуманитарного права». Верховная Рада приняла его в 2019 году и документ ждет подписи президента.
Также по словам Мамедова, необходимы также существенные изменения в Уголовный процессуальный кодекс. По его словам, в действующем УПК не ограничены сроки судебного разбирательства, сложная процедура объявления о подозрении подозреваемым на оккупированных территориях или в стране-агрессоре, не прописаны механизмы восстановления материалов уголовных производств с временно оккупированных территорий, значительно ограничен срок досудебного следствия.
«Ратификация Римского статута — финальный шаг во внедрении государством механизма универсальной юрисдикции. Наиболее полно воспользоваться этим принципом Украина сможет после того, как присоединится к Римскому статуту Международного уголовного суда и внесет соответствующие изменения в свое внутреннее уголовное законодательство», - пишет Мамедов.
Он объяснил, что Международный уголовный суд (МУС) является механизмом международного правосудия. В его состав входят 123 страны, ратифицировавшие Римский статут Международного уголовного суда. Римский статут определяет полномочия МУС. Статут предоставляет международный статус четырем видам преступлений: геноциду, преступлениям против человечности, военным преступлениям и преступлению агрессии. Это означает, что для преследования за такие преступления не существует границ. Если подозреваемый в совершении одного из таких преступлений на территории третьей страны оказывается в государстве — участнице Римского статута, власть этого государства арестовывает и судит его.
Ранее главный дипломат Евросоюза Жозеп Боррель напомнил, что согласно Договору об ассоциации с ЕС, Украина должна принять Римский статут. На сегодняшний день Украина — одна из 72 стран, не ратифицировавших Римский статут. Следовательно, страна не является участником МУС.