UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина должна противостоять монополизации РФ акватории Черного и Азовского морей — эксперт

Опыт морской политики РФ убедительно свидетельствует, что понятия добрососедства и договорных отношений для Москвы ничего не означают.

Уровень безопасности прибрежных государств Черного и Азовского морей и баланс интересов в регионе прямо зависят от соблюдения принципа свободы навигации в этих водах и открытости Черного моря (а в будущем - и Азовского моря) для военных судов нечерноморских государств. А защита интересов и отстаивание своих прав в акваториях Черного и Азовского морей Украиной и другими прибрежными государствами требует наращивания военных возможностей и активной многоуровневой политики по препятствованию монополизации РФ акватории двух морей. Эффективность такой политики прямо зависит от количества региональных и внерегиональных государств, заинтересованных в открытости этих морей, и объединения их усилий.

Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Елена Снигирь, ведущий специалист Центра международных исследований Дипломатической академии Украины им. Г.Удовенко, кандидат политических наук. По ее словам, акватория Черного и Азовского морей для РФ - не просто значимый плацдарм для углубления стратегического присутствия в Средиземноморском регионе, на Ближнем Востоке, в Северной Африке. В этих водах сложились практически идеальные условия для реализации российской морской политики - вакуум безопасности, конфликтность, российское военное преимущество. Москва не видит причин и препятствий, которые помешали бы ей полностью превратить эти акватории в сферу российского доминирования - экономического, политического и военного.

"Как и в Арктике, и на Дальнем Востоке, РФ аргументирует свою агрессию и незаконную аннексию Крыма "исторической принадлежностью" этих территорий к России и закладывает принцип "исторических внутренних вод" для Азовского моря в правовое поле украино-российских отношений, а с другой стороны - с помощью военной силы закрепляет ситуацию с Крымом в международном политическом поле как фактически сложившуюся, - отмечает эксперт. - Идеальной моделью морского взаимодействия с прибрежными государствами Азово-Черноморской акватории Россия, очевидно, видит каспийскую модель закрытого моря с широкими возможностями для собственного влияния. Пока что такой сценарий остается только в пределах запланированного, но уже теперь РФ всеми возможными и часто нелегальными средствами делает эти воды неудобными для навигации кораблей как черноморских государств, так и государств вне границ региона".

Автор подчеркивает, что опыт морской политики РФ убедительно свидетельствует, что понятия добрососедства и договорных отношений для Москвы ничего не означают, а следовательно, как Украина сегодня, так и любое другое прибрежное государство в Черном море в будущем не будет иметь гарантий соблюдения Россией договоренностей в рамках договорно-правовых отношений. Если только такие договоренности не будут составлены наподобие Каспийской конвенции.

Подробнее о морской экспансии РФ читайте в материале Елены Снигирь "Морские узлы России" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".