Военные ограничения на распространение отдельных деталей операций, объективные проблемы в работе почти всех телеканалов и сверхвысокий запрос на постоянное обновление информации создали медиа-продукт, который знает сегодня каждый украинец — телемарафон «Единые новости». Отсутствие в этой системе одной близкой к оппозиции медиагруппы объясняют по-разному. И вряд ли этот вопрос будет решен до завершения войны, пишет эксперт Украинского института будущего Игорь Попов в статье «Военное положение: демократия vs безопасность?».
Вероятно, экономические проблемы послевоенных лет не позволят владельцам содержать все убыточные телеканалы. А украинский зритель привык к медийному плюрализму и в опросах отмечал это как одно из наших демократических достижений.
Автор отмечает, что дискуссия о том, какой формат и какие ограничения допустимы как в военное время, так и в особый период после окончания активных боевых действий, должна быть проведена, прежде всего, внутри журналистской среды.
Надо определить, какие СМИ и высказывания являются содействием агрессору, а какие лишь проявлением политического плюрализма. По мнению автора, фактор происхождения средств для убыточных СМИ стал бы одним из маркеров. К сожалению, остановить российское финансирование многих СМИ не смогли перед войной, это тоже должно стать уроком для компетентных органов.
СНБО и Зеленский воспользовались своим правом и остановили деятельность нескольких политических партий, которые могли способствовать агрессору. После этого парламентская фракция ОПЗЖ приостановила свою деятельность, а ее члены стали внефракционными и думают о своей дальнейшей судьбе. После войны открывается окно возможностей не только для очистки политического поля от коллаборантов, но и для общей политической реформы: сделать несколько шагов по выводу партий из-под влияния медиа-олигархов или вообще перезагрузить партийную систему.
В конце второго месяца войны уже появились первые попытки вернуться к медийным атакам на конкурентов или преувеличение заслуг «своих» лидеров. У власти возникает соблазн удержать контроль над медиа-полем для доминирования положительных новостей, оппозиция же иногда выступает в формате избирательной кампании, забывая о еще не завершенных боевых действиях. Поэтому вновь становится актуальным нахождение разумного баланса между военной дисциплиной и демократией, и это вызов не только для власти, но и для оппозиции и лидеров общественного мнения.
Внутренняя политика в военное время проявляется в нескольких областях и в каждой может как усилить национальные интересы, так и ослабить. Что делать? Подробности в статье Игоря Попова "«Военное положение: демократия vs безопасность?»".