В конце прошлой недели глава Верховной Рады Украины Руслан Стефанчук заявил, якобы в нашем государстве нет конституционного запрета на проведение выборов во время действия военного положения, и сказал о необходимости принятия "важных решений" в этом вопросе, который в ближайшее время может актуализироваться. Правда, представители политической партии "Слуга народа", Центральной избирательной комиссии и эксперты не согласились с позицией спикера ВР. Соответствующие комментарии собрали в BBC News Украина.
На фоне разговоров о возможности подготовки Банковой к выборам некоторые собеседники в СН списали заявление Стефанчука на недоразумение между ним и журналистом. Другие посмеялись над знаниями главы парламента в Конституционной сфере, а третьи назвали те слова личным мнением отдельного депутата, которое не основано на глобальных планах офиса президента.
В то же время, эксперты не исключили, что заявление могло быть не случайным, а сознательным прощупыванием почвы и общественного мнения со стороны власти для будущих действий. Еще в прошлом месяце спикер Рады заявлял, что выборы во время военного положения невозможны и что это может привести к разрыву страны.
Многие юристы и эксперты все же убеждены, что Конституция не разрешает проводить выборы во время войны. Об этом говорил и президент Парламентской ассамблеи Совета Европы Тини Кокс, призывая Украину к проведению парламентских выборов, которые были запланированы на октябрь 2023 года, и президентских, что должны были пройти в марте 2024-го.
"Проблема, что глава Верховной Рады как доктор юридических наук говорит чушь", – сказал юрист и бывший член Центральной избирательной комиссии Андрей Магера.
Он сослался на статью 83 Конституции Украины, на которую указывают и многие другие специалисты, трактуя ее как четкое указание на возможность проведения выборов только после войны. В тексте статьи говорится: "В случае истечения срока полномочий Верховной Рады во время действия военного или чрезвычайного положения ее полномочия продлеваются до дня первого заседания первой сессии Верховной Рады, избранной после отмены военного или чрезвычайного положения".
Депутат из "Слуги народа" и бывший представитель президента Владимира Зеленского в Конституционном суде Федор Вениславский отметил, что "у Стефанчука толкование другое". По его словам, хоть в Основном Законе нет фразы о запрете выборов, "путем толкования можно говорить, что Конституция предусматривает, что выборы во время действия военного положения не проводятся". Невозможность такого голосования подкрепляет и толкование других законов. Эту позицию повторили и другие представители президентской партии.
Как отметил Вениславский, он не видит никаких признаков подготовки выборов в ближайшее время, выразив мнение, что это невозможно.
Другой собеседник из фракции СН тоже назвал слова Стефанчука личным мнением. Депутат не исключил возможность выдачи команды по подготовке выборов со стороны Банковой, однако только если на этом будет настаивать Запад. В последнем он сомневается.
Неконституционность выборов в ходе военного положения подтвердила и одна из руководительниц Центра политико-правовых реформ Юлия Кириченко. Она также упомянула о статье 83 и добавила, что во время военного положения ограничивается ряд основополагающих прав человека, в частности на свободу слова и собраний, поэтому обеспечить демократичность выборов невозможно.
В пресс-службе самого же Стефанчука объяснили, что спикер ВР пока не может более четко прояснить высказанную позицию прессе, поскольку якобы имеет плотный график работы. Для толкования заявления не нашлось времени и у первого вице-спикера парламента от "Слуги народа" Александра Корниенко.
Один из членов Центральной избирательной комиссии отметил в комментарии BBC Украина, что до отмены военного положения в государстве "однозначно" не может быть никаких выборов. Хотя признал, что при наличии политической воли и одобрения соответствующего законодательства ЦИК придется его выполнять.
Этот собеседник также заверил, что пока к выборам во время войны не готовятся. Он "не понимает", зачем этот вопрос поднял Стефанчук. "Вопрос этот очень чувствительный и раздражительный, но сейчас точно ничего конкретного еще нет, одни разговоры", – сказал представитель Центральной избирательной комиссии.
По его словам, проведение выборов без прекращения военного положения также потребует детальных инструкций относительно голосования при условиях обстрелов и других вызовов, а не только изменений в законе о военном положении. Чиновник признал, что и после окончания войны выборы будет не просто провести, не говоря уже о нынешней ситуации.
Он, в частности, рассказал о существенном разрушении избирательной инфраструктуры, наличии большого количества внутренне перемещенных лиц и украинцев за рубежом, необходимости обновления реестра избирателей, работу которого прекратили по соображениям безопасности. На решение разных проблем нужно время, хотя над этим работают.
По данным BBC Украина, в ЦИК готовятся к организации выборов уже после войны, а в Верховной Раде для этого работают совместные рабочие группы.
"Главный вызов – семь миллионов украинцев, которые сбежали от войны, и как обеспечить их голосование. Сейчас закон позволяет открывать участки только в дипломатических учреждениях, а этого для миллионов избирателей не хватит. Особенно в Польше, Германии и других странах, куда массово переехали украинцы. Поэтому обдумывают план, чтобы открыть сотни участков вне посольств и консульств", – отмечается в материале.
Как говорили некоторые источники, во власти якобы серьезно рассматривают вариант голосования в Европе по почте, но в Центральной избирательной комиссии это не подтвердили и выступили резко против идеи.
"Не думаю, что это возможно, мы не готовы к этому организационно и политически. Это не только о "Діє", но и о любом электронном голосовании. Интернет-голосование для нас еще не ко времени, ЦИК никоим образом не готовится к подобным сценариям выборов через интернет", – заявил представитель ЦИК.
Кроме того, бывший заместитель главы ЦИК Андрей Магера рассказал о множестве технических и политических проблем проведения выборов во время войны. Он упомянул об ограничении свободы передвижения и действии комендантского часа, что делает невозможными многие предвыборные мероприятия, а также об ограничении права на мирные собрания, из-за которого, например, встреча кандидата с избирателями будет считаться нарушением. Среди проблемных вопросов – ограничение свободы слова в результате "доминирования" телемарафона и пребывание значительного числа граждан на фронте.
"Если еще будет какой-то элемент электронного голосования или почтой, это сорвет ситуацию. Там столько злоупотреблений может быть, что страшно представить, дискредитируем выборы как таковые", – подчеркнул Магера, призвав последовать примеру Британии, которая не проводила выборы во время Второй мировой.
По мнению политолога Владимира Фесенко, заявление Стефанчука могло прозвучать на фоне вероятных советов относительно выборов во время разговоров с западными политиками. Однако воспринимать подобные заявления серьезно стоит только в случае, если в ВР начнут подавать соответствующие законодательные инициативы, в частности об изменениях в Избирательный кодекс, финансировании выборов, изменениях в закон о военном положении.
"Сомневаюсь, что выборы могут провести еще в этом году. Не вижу для этого предпосылок, эта идея сейчас не воспринимается ни обществом, ни экспертами. Это будет разрушение внутренней консолидации. Разве каким-нибудь чудом скоро закончится война", – отметил Фесенко.
Он согласился, что на Банковой хотят выборов, пока у Зеленского сохраняются высокие рейтинги, но это рискованно. Идеальным для ОП было бы окончание войны до весны и проведение одновременно парламентских и президентских выборов.
"Если же война не закончится до весны, то могут предпринять попытку, со ссылкой на наших партнеров, провести все выборы в марте, несмотря на войну", – спрогнозировал эксперт.
Очевидно, что организация и проведение парламентских выборов даже после окончания войны подвергнутся ряду серьезных вызовов. Связанных с действиями ЦИК, уточнением реестра избирателей, формированием комиссий, развертыванием избирательной структуры и политической конкуренции, которой всегда характеризуется избирательная кампания. Об этом в статье "Война и выборы. Какая победа важнее?" пишет журналистка ZN.UA Инна Ведерникова.