UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мережко: Среди проблемных вопросов права трибунала — вопросы иммунитета подсудимых лиц и возможность осуществления правосудия касаемо них заочно

Как свидетельствует практика последних десятилетий, иммунитет глав государств и чиновников не означает безнаказанности, когда речь идет о международных преступлениях.

В работе трибунала над Россией важным вопросом является вопрос того права, материального и процессуального, которое он будет применять. Возможно, это право могло бы максимально базироваться на праве Нюрнбергского трибунала, которое, в свою очередь, объединило две системы права — систему общего и континентального права. Об этом пишет глава комитета ВР по внешней политике и межпарламентскому сотрудничеству Александр Мережко в своем материале для ZN.UA.

"Это подчеркнуло бы символическую протяженность между новым трибуналом и Нюрнбергским. Одним из источников права нового трибунала могла бы стать также практика Международного уголовного суда (МУС), - отмечает автор. - Среди проблемных вопросов права трибунала остаются вопросы иммунитета подсудных лиц и возможность осуществления правосудия относительно них заочно (in absentia)".

Поскольку субъектами преступления агрессии являются преимущественно высшее политическое и военное руководство государства, наделенное иммунитетом, необходимо, чтобы трибунал четко закрепил принцип, согласно которому главы государств и высшее политическое и военное руководство любого государства не имеют иммунитета, если речь идет о совершении ними преступления агрессии, отмечает Мережко.

Дело в том, что в международном и национальном праве еще до сих пор существует принцип иммунитета глав государств, который сформировался в обычном международном праве, связанный с принципом суверенного равенства государств и исторически следует из персонального иммунитета монархов. Мережко отмечает, что в современной доктрине международного права существует теория функционального иммунитета, которая предусматривает, что глава государства имеет иммунитет до тех пор, пока он занимает соответствующую должность в своем государстве.

"Однако, как свидетельствует практика последних десятилетий, иммунитет глав государств и высоких должностных лиц не означает безнаказанности, когда речь идет о международных преступлениях. Эту тенденцию начал еще Нюрнбергский трибунал, в приговоре которого речь шла о том, что: «Принцип международного права, который в определенных условиях предоставляет защиту представителю государства, не может применяться по отношению к действиям, признанным преступлениями в международном праве».

На сегодняшний день можно говорить, что в международном праве благодаря практике Международного трибунала для бывшей Югославии, Специального суда для Сьерра-Леоне и МУС формируется правило, согласно которому функциональный и персональный иммунитет не имеет места, если речь идет о нарушении императивных норм международного права (jus covens), к которым, в частности, относится запрет агрессии. Вполне возможно, что практика нового трибунала окончательно закрепит этот принцип в международном праве", – отмечает специалист.

Чрезвычайно важно, чтобы трибунал мог рассматривать дела и выносить приговор заочно (in absentia). Конечно, пока что физически доставить российского президента Путина и всех его приспешников в трибунал будет сложно, но это не должно препятствовать рассмотрению дела и вынесению справедливого приговора.

Выдача трибуналом ордеров на задержание высоких должностных лиц сама по себе имела бы большое политическое значение, независимо от того, как быстро удастся задержать это высокое должностное лицо, в первую очередь самого Путина. Выдача такого ордера ведет к политической изоляции лица, подозреваемого в совершении преступления агрессии. И здесь можно воспользоваться опытом МУС.

"Важно также, чтобы компетенция трибунала не пересекалась с компетенцией МУС и не дублировала ее, хотя это может быть непросто сделать, поскольку преступление агрессии связано с другими преступлениями (военными преступлениями и преступлениями против человечности). Из преступления агрессии следуют другие преступления. Возможно, здесь даже придется заключить какое-то соглашение о распределении компетенции между трибуналом и МУС", - подытожил Мережко.

Читайте также: Важнейшим вопросом при создании международного трибунала является его легитимность — Мережко

Детальнее об этом - в материале доктора юридических наук, профессора и главы Комитета ВР по вопросам внешней политики и межпарламентского сотрудничества Александра Мережко "Международный трибунал для Путина и его приспешников: как можно их наказать" для ZN.UA.