В начале 2024 года, когда опять открыли Единый государственный реестр деклараций, оказалось, что задекларированные народными депутатами доходы иногда вдвое меньше, чем у топ-чиновников Аппарата ВРУ. В конце концов в медийном пространстве начало шириться недовольство части общества и народных депутатов такой ситуацией — ее считают несправедливой. Справедливо ли это распределение? Откуда возникло такое соотношение зарплат? Попытаемся разобраться по порядку.
Как формируется зарплата народных депутатов и работников Аппарата ВРУ?
У зарплат депутатов и работников Аппарата есть одна общая черта: они состоят из оклада и надбавок. Но на этом сходство заканчивается, ведь зарплаты государственных служащих (работников Аппарата) и народных депутатов формируются по-разному. Сравнивать целесообразнее именно оклады, поскольку надбавки часто индивидуальны (например за выслугу лет).
Оклад работников Аппарата определяет Кабмин своим постановлением, где расписаны уровни государственных органов, категории и типы должностей всех госслужащих. Аппарат является государственным органом высшего уровня и имеет самый высокий уровень окладов в государственном секторе. А топ-чиновники Аппарата, что довольно логично, получают оклады почти в пять раз больше (до 40 100 грн в месяц), чем рядовые работники (от 8700 грн в месяц). То есть топ-чиновники Аппарата получают большие оклады как руководство, и эти оклады выше зарплат топ-чиновников других государственных органов потому, что они работают в государственном органе высшего уровня.
Зарплаты народных депутатов Украины устанавливает не Кабмин. Согласно закону, зарплаты депутатов Верховной Рады устанавливает сама Верховная Рада, принимая соответствующее постановление. Например зарплата рядового нардепа — это 10 прожиточных минимумов (то есть в 2022 году — 24 810 грн в месяц), а главы ВРУ — 12 прожиточных минимумов (в 2022 году — 29 772 грн в месяц). Разница между окладами рядового парламентария и главы ВРУ — всего 20%.
Важно: Мы предоставляем данные за 2022 год, поскольку именно этот год использовали во время сравнения уровня зарплат народных депутатов и государственных служащих, вследствие чего возникло недовольство таким соотношением в других материалах. В 2023 и 2024 годах уровень заработной платы депутатов превысил уровень 2022 года. Так, для 2023 года оклад нардепа составлял 26 840 грн, а для 2024 года он будет составлять 30 280 грн.
Но, кроме зарплаты, народные депутаты получают еще несколько видов компенсаций: например, за проезд (приблизительно 90 тыс. грн за 2022 год на одного депутата) или за аренду жилья (в 2022 году в среднем 100 депутатов пользовались компенсацией, размер которой составлял приблизительно 290 тыс. грн на одного депутата за год). Конечно, их получают не все депутаты. Например, на компенсацию за аренду жилья могут претендовать только парламентарии, проживающие не в Киеве.
Справедливо ли соотношение заработных плат народных депутатов и работников Аппарата?
Ситуация, когда независимые и профессиональные государственные служащие получают зарплаты больше по сравнению с политиками, не уникальна для Украины. В частности, в ЕС заинтересованы в привлечении на государственную службу профессионалов, поэтому обеспечивают своих независимых и профессиональных служащих высокой заработной платой. Сравнение зарплат топ-служащих в ЕС и депутатов Европарламента, или же самых высокооплачиваемых парламентариев в странах-членах ЕС (Италия и Германия), показывает, что служащие получают вдвое больше членов парламента. Если же сравнивать зарплаты топ-служащих с более распространенным уровнем зарплаты членов национальных парламентов стран ЕС (2–3 тыс. евро), эта разница будет десятикратной.
И европейский опыт, и здравый смысл свидетельствуют, что логика формирования заработной платы как государственных служащих (в частности и работников Аппарата Верховной Рады), так и народных депутатов должна исходить не из их математического сопоставления. Основой этой логики должно быть обеспечение достойного уровня зарплаты, что является пропорциональным уровню ответственности и даст возможность привлекать профессиональных и талантливых людей к управлению государством, а не будет стимулировать коррупционные практики.
Оценка состояния государственного управления Программы SIGMA, проведенная в 2023 году, показывает, что зарплаты государственных служащих неконкурентоспособны по сравнению с частным сектором, а текучесть кадров во время войны выросла до критического уровня. Конечно, на их фоне зарплаты народных депутатов тоже не выглядят конкурентоспособными. И, бесспорно, это проблема. Но для народных депутатов есть решение.
Кто и как может изменить уровень оплаты труда для нардепов?
Парадокс ситуации в том, что народные депутаты, в отличие от государственных служащих, могут повысить себе заработную плату — надо просто изменить соответствующее постановление. Этот шаг не требует ни согласования Кабмина, ни подписи президента Украины. Это дело исключительно Верховной Рады Украины. Более того, это также означает, что другие органы не имеют полномочий повышать зарплату народным депутатам Украины. Ни президент, ни Кабмин, ни облрада, ни общественный совет, ни гаражный кооператив не имеют полномочий повысить зарплату народным депутатам Украины. Несправедливое, по депутатскому мнению, положение могут исправить только сами депутаты. И уже это — настоящая проблема.
Народные депутаты Украины не могут между собой договориться о потенциально непопулярных решениях. В условиях популистского дискурса никто не хочет брать на себя такую ответственность. А чтобы объяснить избирателю сложные и непопулярные решения, нужно иметь достаточно субъектности и проявлять несвойственные для украинской политики лидерство и ответственность. И это касается многих важных для государственного управления решений.
Более того, нежелание принимать эти решения фактически ставит парламент в зависимость от других ветвей власти. Народные депутаты не были в состоянии создать отдельную парламентскую службу, поэтому зарплату работникам Аппарата ВРУ устанавливает правительство. А относительно невысокая зарплата самих народных депутатов создает условия для того, чтобы внепарламентские группы интересов конвертировали (от слова «конверт») свою неформальную поддержку нардепов во влияние на принятие парламентских решений.
В завершение, нельзя не заметить самой интересной детали. Правила формирования заработной платы (а соответственно и их соотношения) работников Аппарата и народных депутатов не менялись кардинально в течение последнего времени. Если сравнить декларации работников Аппарата, занимающих руководящие должности, и народных депутатов, то приблизительно такое же соотношение зарплат было и в 2019-м, и 2020-м, и 2021-м, и 2022-м и 2023 годах. Но проблема почему-то актуализировалась в общественном пространстве в начале 2024-го. И публичное возмуущение депутатов по этому поводу так же было выявлено только в начале 2024 года. Может, пришло время взять на себя ответственность и попытаться реально решить проблему — если не для себя, то по крайней мере для следующего созыва?