UA / RU
Поддержать ZN.ua

Швеция в НАТО? Почему удался шантаж Эрдогана

Автор: Вячеслав Лихачев

Вчера, 25 октября, спикер Большого национального собрания Турции Нуман Куртулмуш подписал законопроект о ратификации вступления Швеции в НАТО и передал его на рассмотрение парламентского комитета по иностранным делам. Этому предшествовало подписание президентом страны Реджепом Эрдоганом протокола о вступлении Швеции в НАТО двумя днями ранее. Нет особых сомнений в том, что турецкий меджлис ратифицирует его в ближайшее время.

Напомню, что Швеция подала заявку на членство в НАТО одновременно с Финляндией в мае прошлого года на волне обеспокоенности вопросами региональной безопасности после начала полномасштабного российского вторжения в Украину. Страны-кандидаты должны были получить согласие всех действующих членов оборонительного союза. Вопреки первоначальным расчетам, синхронизировать процесс не удалось. В апреле минувшего года после быстрого прохождения всех формальных процедур Финляндию приняли в НАТО, однако вступление Швеции в Альянс Турция заблокировала.

Что же заставило Эрдогана теперь изменить свою позицию?

В прошлом году Реджеп Эрдоган воспользовался ситуацией, чтобы выказать претензии относительно политики Швеции, ставшей приютом для активистов турецких оппозиционных движений, в частности курдов и приверженцев Фетхуллаха Гюлена, которых Анкара обвиняет в терроризме.

В публичной риторике турецкая власть также выражала возмущение по поводу инцидентов с сожжением Корана, рассердивших турецкое общество. Образ защитника ислама от посягательств был особенно важен для Реджепа Эрдогана накануне выборов, которые состоялись в Турции в мае этого года.

Для Швеции, известной своим бережным отношением к вопросам предоставления приюта беженцам, требование Турции изменить политику в этой сфере выглядело проблематичным. Анкара же неутомимо возмущалась тем, что сторонники Курдской рабочей партии, которая считается в Турции террористической, свободно проводят на улицах шведской столицы публичные мероприятия. Правда, именно осенью 2022 года в Швеции состоялись выборы, по результатам которых левые политические силы, традиционно более чуткие к вопросам защиты беженцев и свободы ассоциаций, утратили лидерские позиции. Для новой правоцентристской коалиции пойти навстречу пожеланиям Турции оказалось немного проще.

Читайте также: Китай увеличил свой ядерный арсенал – Пентагон

На протяжении последнего года Стокгольм приложил значительные усилия к преодолению вето Анкары. Для этого Швеции в прошлом году даже пришлось внести изменения в Конституцию. Эти дополнения позволяют ограничивать свободу собрания групп, связанных с террористической деятельностью. Изменения вступили в силу с 1 января 2023 года. А уже в этом году шведский парламент усилил антитеррористическое законодательство, криминализировав публичное поощрение террористической деятельности и вербовку в террористические организации.

В декабре прошлого года Швеция впервые экстрадировала члена Курдской рабочей партии Махмуда Тата. В течение предыдущих шести лет он требовал предоставить ему убежище, но в статусе беженца ему отказали. В Стамбуле курдский активист немедленно предстал перед судом по обвинению, конечно же, в терроризме.

Реджеп Эрдоган утверждал, что Швеции был передан список с 120 фамилиями «террористов», на выдаче которых настаивала Анкара. Однако, похоже, турецкому лидеру важнее было продемонстрировать обществу сам факт того, что Стокгольм пошел навстречу, чем выполнение программы-максимум по этому вопросу.

Если борьба с терроризмом как публичное обоснование турецкого шантажа была заметной частью информационной повестки дня, то другой вопрос, вероятно, не менее важный для Анкары, обсуждали, скорее, на непубличном уровне. Речь идет о продолжении модернизации турецких вооруженных сил.

Еще в сентябре прошлого года Управление государственного контроля над экспортом вооружения Швеции возобновило выдачу разрешений на экспорт оружия в Турцию. Так был отменен запрет, введенный в 2019 году как реакция на вторжение Турции в Сирию.

Читайте также: Россия отрепетировала «ответный ядерный удар»

Но главным вознаграждением Анкары за упрямство станет реализация долгожданной закупки американских боевых самолетов F-16. Напомню, что ранее Турцию исключили из программы производства и закупки новейших истребителей F-35, учитывая покупку в 2019 году российских зенитных ракетных комплексов С-400. В 2021 году Турция подала Соединенным Штатам заявку на контракт на общую сумму 20 млрд долл., который включал 40 новых самолетов F-16 и комплекты для модернизации 79 имеющихся. Согласно заявлению Реджепа Эрдогана после саммита G20 в Нью-Дели по результатам встречи с президентом США Джо Байденом, последний дал понять, что связывает поставку F-16 с действиями Турции в отношении ратификации заявки Швеции на вступление в НАТО. Конечно же, президент Турции мог немного покривить душой, когда сказал, что такой подход американских партнеров его огорчает. Скорее, для Турции выгодно перестать препятствовать Швеции в обмен на нормализацию военно-технического сотрудничества с США.

Так что, похоже, формальные претензии к Швеции были лишь частью более широкого круга вопросов, по которым которых Реджеп Эрдоган надеялся найти понимание с западными партнерами. Насколько можно судить, его шантаж в значительной мере удался.

По оценке старшего исследователя Atlantic Council и Центра исследований современной Турции Карлтонского университета Евгении Габер, если до весенних выборов Эрдоган использовал имидж сильного лидера, решительно отстаивающего национальные интересы на внешнеполитической арене для укрепления своей популярности, покачнувшейся вследствие девальвации лиры и катастрофических последствий разрушительного землетрясения, после выборов он будет искать понимание с западными партнерами, чтобы прежде всего преодолеть экономические трудности. Похоже, развитие этого сценария мы и наблюдаем.

Читайте также: Война между Израилем и ХАМАС, скорее всего, ударит по экономике соседних стран – МВФ

Выполняя взятые на себя обязательства, Стокгольм отныне будет последовательным адвокатом интересов Анкары в Европейском Союзе. Конечно, перспективу (весьма туманную) членства Турции в ЕС это никак не приблизит. Однако Анкара заинтересована в более практичных вещах — модернизации таможенного союза с ЕС и визовой либерализации. Эти шаги являются частью усилий правительства Реджепа Эрдогана, направленных на оздоровление экономики страны.

Во вторник, 24 октября, во время визита в Стокгольм генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг высказал ожидание, что Швеция должна стать членом Альянса в ближайшем будущем. Из письма, разосланного в столицы государств-членов, следует, что процедуру надеются завершить до конца ноября. Правда, остается еще один упрямый автократ, стремящийся шантажом выторговать как можно больше для себя, — президент Венгрии Виктор Орбан. Еще недавно он предъявлял абсурдные претензии к Стокгольму, требуя прекратить политику «очернения Венгрии». Правда, ранее Будапешт обещал не становиться последним препятствием на пути Швеции в НАТО.