UA / RU
Поддержать ZN.ua

Шмыгаль пояснил проволочки с выплатой 300% надбавок для медиков

Президент утверждал, что провести их мешает "юридическая коллизия", премьер говорит, виновата местная власть.

Премьер-министр Денис Шмигаль объяснил, почему не все украинские медики получили обещанную 300% доплату за лечение пациентов с новой коронавирусной инфекцией.

Выступая в Верховной Раде во время часа вопросов к правительству, Шмыгаль сообщил о том, что финансирование на эти нужды выделили. А в том, что медики не получили денег, виновата местная власть.

"Правительство еще в прошлом месяце перечислило все необходимые средства в регионы. Вместо того, чтобы обеспечить врачей доплатами, началось какое-то непонятное перебрасывание бумажками и торможение процессов...На сегодняшний день проведены доплаты за март, и в данный момент происходит начисление доплат за апрель. Все области имеют одинаковые условия, инструкции", - заявил премьер.

По его словам, недопустимо, чтобы только несколько областей выплатили соответствующие доплаты, а остальные – нет. Сейчас вопрос находится на контроле президента Владимира Зеленского, премьер-министра Дениса Шмыгаля и министра здравоохранения Максима Степанова. Параллельно его контролирует Государственная служба по вопросам труда.

"Еще на прошлой неделе было дано поручение министру здравоохранения Максиму Степанову отчитаться по каждой области, по каждой больнице, которые должны получить 300% этих доплат", - отметил он.

По словам Шмыгаля, Минздрав подготовил "поименный список" больниц, которые должны были получить денньги. Отчет министерства заслушают в правительстве.

Читайте также: Премьер-министр объяснил, почему медики до сих пор не получили обещанные 300-процентные выплаты

Напомним, 6 мая глава Минздрава Максим Степанов заявил, что деньги для выплат перечислены на места, а тормозят их местные власти. Такую же позицию накануне озвучил президент Владимир Зеленский в ходе совещания с председателями ОГА.

"Возникла юридическая коллизия, касающаяся выплаты надбавок за март. В связи с этим многие регионы руководствовались приказом Министерства социальной политики от 2003 года, согласно которому надбавки начислялись за почасовую работу. В то же время выплаты за апрель проводятся по другой формуле – на основании подписанных договоров с Национальной службой здоровья Украины", - подчеркнул глава государства.

Почему так произошло? Возникла путаница с тем, на какую законодательную базу ориентироваться при расчетах – на старый приказ Минсоцполитики №127 либо на несколько новых законов, где о такой доплате говорится по-разному.

"Где-то речь идет о надбавке только медработникам, где-то – медработникам и другим сотрудникам медучреждений. Где-то – о 200%, а где-то – о 300%. Законы принимались пулами. И где-то предлагалось считать надбавку от зарплаты, а где-то – от оклада. Но у коммунальных неприбыльных предприятий, которыми стали медучреждения, чтобы зайти в реформу, нет окладов. Кроме того, Минздрав не дал инструкции, как разворачивается сеть учреждений по COVID-19. Грубо говоря, только 28 апреля написали, что людей госпитализируют неправильно", - отмечает редактор отдела социум ZN.UA Алла Котляр.

И еще штрих. Есть бюджетная программа по поддержке медучреждений. Таких как дома ребенка, МСЭК, базы спецпоставок и другие. Бюджетным кодексом четко определен их перечень.

На эту программу в госбюджете было заложено 1 млрд 450 млн грн. Позднее в нее были добавлены средства на дофинансирование медучреждений, которые "просели" при заключении контрактов с НСЗУ. С Программы медицинских гарантий и бюджетной программы "Общественное здоровье и меры по борьбе с эпидемиями" были сняты на эти цели, а также на поддержку инсулиновой программы, всего 1 757 557 000 грн.

Постановление Кабмина №250 было принято 25 марта 2020 года. Уже в апреле деньги пошли в регионы. 15 апреля Постановлением Кабмина №285, без увеличения суммы финансирования, в Постановление №250 добавили пункт, что средства, полученные по этой субвенции, можно также использовать на выплату надбавок по COVID-19 за март. Насколько известно, Минздрав собирался попросить на это дополнительное финансирование у Минфина. Но на сегодняшний день эта субвенция осталась в той же сумме.