Одна из главных задач нового 2023 года – открытие доступа к ключевым государственным реестрам. Ведь коррупция в Украине сохраняется даже несмотря на полномасштабную войну, а проверить, не придумали ли чиновники какой-нибудь новый схематоз, сейчас невозможно, пишет глава «Центра противодействия коррупции» Виталий Шабунин в своей статье для ZN.UA «Прогноз-2023: украинская коррупция под микроскопом Запада». Причем именно в условиях войны хищение государственного бюджета, который в основном состоит из помощи западных партнеров, слишком опасно.
«В следующем году по результатам борьбы украинской власти с коррупцией будет придирчиво наблюдать весь западный мир. Потому что 60% национального бюджета – это поддержка союзников, а точнее, деньги налогоплательщиков западных стран. В течение года этот процент будет увеличиваться. И без этих денег мы проигрываем войну. Все предельно просто. В этих условиях любая кража из бюджета — это фактическая кража западных денег. Воровать сейчас из бюджета — это подрывать доверие даже не западных элит, а обществ и избирателей наших государств-партнеров. То есть то доверие, которое является ключом получения оружия и денег», – пишет Шабунин.
Он отметил, что тот, кто ворует государственные деньги сейчас, – внутренний враг страны. И обращаться с таким нужно соответственно.
«Вопрос: воруют ли? Да, воруют. Это видно на примере отдельных закупок. Или это вертикально построенная схема, организованная высшим политическим руководством? Нет, непохоже. Скорее это отдельные персонажи никак не нажрутся. И неважно, понимают ли они последствия своих действий или им на эти последствия плевать. Любой мало-мальски значимый коррупционный скандал, попавший в глобальные медиа, может стать для нас катастрофой. Нам просто перестанут давать деньги», – говорится в статье.
По словам главы ЦПК, президент Владимир Зеленский понимает катастрофичность последствий от любого громкого коррупционного скандала, поэтому, похоже, сдерживает прожорливую часть своего окружения. Однако ни президент, ни общество сегодня не могут гарантировать, что топ-чиновники не построят во время войны новой коррупционной схемы.
«Потому что у нас просто нет возможности их проверить. После 24 февраля власти закрыли доступ к ключевым реестрам, информация из которых являлась основой всех расследований коррупции. Неблагополучные судьи никуда не делись, однако из реестра начали исчезать некоторые из их решений и другие важные данные. В общей сложности из публичного доступа уже изъяли более миллиона решений судов, а новые почти не публикуются», – объясняет автор.
Шабунин также подчеркнул, что еще больше мешает контролю над чиновниками закрытый реестр деклараций. И если в первые месяцы войны решение полностью отрубить доступ к нему, по-видимому, имело смысл. Сейчас, как указывает автор, есть большой вопрос по поводу того, нужно ли скрывать декларации.
«Закрытые декларации топ-чиновников точно не приближают нашу победу. Ведь речь о тех, кто уже сейчас спокойно сидит на Банковой и окрестностях, а не о региональных чиновниках в оккупированных областях и военных. Для последних 100% должны быть исключения, потому что просто нет морального права отвлекать их от того, что происходит на фронте», – добавляет автор.
При этом, по словам Шабунина, декларации не просто спрятали. Народные депутаты позволили себе и другим вообще не подавать даже в закрытый реестр. Потому что нет деклараций – нет и наказания за ложь у них.
«Именно поэтому возобновление декларирования чиновников и открытие доступа к ключевым государственным реестрам — одна из главных задач в следующем году», – подытожил глава ЦПК.
Напомним, в связи с развязанной Россией полномасштабной войной с 24 февраля в Украине закрыли доступ ко всем публичным на тот момент данным. Международная правозащитная организация Transparency International также обращала внимание на то, что это повлияло на общественный контроль. В частности, эксперты подчеркнули, что мониторить состояние государственных служащих после 24 февраля стало практически невозможно.