Специализированная актикоррупционная прокуратура выразил несогласие с действия Офиса генпрокурора, который передал дело в отношении замглавы Офисе президента Олега Татарова Службе безопасности Украины, забрав его у НАБУ. Национальное антикоррупционное бюро поддержало позицию САП.
«Принятие решения о передаче дела в СБУ… свидетельствует о беспрецедентном и исключительном внимании Офиса Генерального прокурора к этому конкретному делу... У общественности может складываться впечатление предвзятости со стороны Офиса Генерального прокурора в отношении высших должностных лиц, что, в свою очередь, крайне негативно отражается на авторитете прокуратуры в целом, а также подрывает уверенность граждан в равенстве всех перед законом и веру в верховенство права», - сказано в заявлении САП, распространенном вечером в четверг, 24 декабря.
В САП также выразили обеспокоенность в связи с вредом, который «последние события» наносят авторитету прокуратуры, и указали на необходимость публично на них отреагировать.
«Принятие таких кардинальных процессуальных решений, как замена процессуальных руководителей или изменение подследственности… неизбежно влияет на темпы расследования и его эффективность, ведь заставляет новых следственных и прокуроров останавливаться и изучать сначала все материалы производства и с нуля выстраивать дальнейшую тактику и стратегию - вместо того, чтобы просто продолжать следствие», - пояснили в ведомстве.
В САП обратили внимание на то, что Печерский суд обязал Офис генпрокурора передать СБУ дело, которое находится в подследственности НАБУ, что прямо запрещено законом.
«Суд обязал генерального прокурора совершить действие, которое генеральный прокурор как должностное лицо не имеет полномочий совершать», - сказано в сообщении.
В САП считают, что Офис генпрокурора перед тем, как предпринимать процессуальные действия, должен был бы обратиться в суд за разъяснением этого решения.
«Сам факт того, что к следственному судье не обратились с просьбой о разъяснении, также свидетельствует об особом и нетипичном характере действий руководства Офиса генерального прокурора в данном деле», - констатировали в САП.
В антикоррупционной прокуратуре подчеркнули, что ни генпрокурор, ни заместители все равно не имели права передавать дело другому следственному органу. В то же время, обращение за разъяснением «дало бы суду возможность согласовать собственное решение с положениями закона».
САП призвала сотрудников органов уголовной юстиции учитывать «высокую чувствительность» сферы борьбы с высокопоставленной коррупцией и особое внимание общества к ней, а при принятии решений – руководствоваться принципами беспрекословного следования закону, обеспечения эффективности расследования и не давать поводов усомниться в беспристрастности правоохранителей и следственных судей.
«Доверие граждан, субъектов хозяйствования, коллег из других правоохранительных органов, а также судей, иностранных партнеров, в том числе из правоохранительных органов других стран, с которыми прокуроры САП имели и будут иметь в будущем потребность сотрудничать во многих делах, является не абстракцией, а ценным ресурсом, необходимым для эффективной реализации прокурорами своих полномочий», - резюмировали в антикоррупционной прокуратуре.
Утром 24 декабря журналисты сообщили о передаче дела о квартирах Нацгвардии, фигурантом которого является Татаров, из Национального антикоррупционного бюро в Службу безопасности Украины.
Передать дело ОГП обязал Печерский районный суд Киева, Верховный суд подтвердил законность требований. В НАБУ с решением судов не согласны, ведь закон запрещает передавать дела, подследственность которых закреплена за бюро, другим правоохранительным органам.
Детективы отметили, что решение принималось без консультаций с НАБУ и САП. Сведения о нем в Едином реестре досудебных расследований появились почти в полночь 23 декабря, прокуроров уведомили в 9:00 утра 24 декабря.
В бюро передачу дела называют беспрецедентным вмешательством в расследование и подчеркивают, что теперь Высший антикоррупционный суд не сможет отправить Татарова под арест с альтернативой 10 млн грн залога.
Напомним, на прошлой неделе НАБУ сообщило о подозрении Олегу Татарову. В комментарии ZN.UA директор Национального антикоррупционного бюро Артем Сытник отметил, что у заместителя главы ОПУ сейчас нет адвокатского иммунитета, поэтому подозрение в отношении него подписывать можно.
Представителей НАБУ не пустили в Офис президента для того, чтобы лично вручить Татарову подозрение. В ОПУ заявили, что просьба правоохранителей якобы была незаконной. Сам Татаров тоже считает дело против себя «сфальсифицированной PR-акцией» и убежден в том, что ареста не будет.
После сообщения о подозрении президент Владимир Зеленский не отстранил заместителя главы своего Офиса от выполнения служебных обязанностей. На Банковой ограничились сообщением журналистам о «приостановке выполнения Татаровым определенных служебных обязанностей». С юридической точки зрения устранить лицо от исполнения обязанностей можно только путем полного отстранения или увольнения.
Татарова подозревают в даче взятки судебному эксперту по делу о завладении средствами Нацгвардии. За материальное вознаграждение эксперт занизил сумму ущерба в более чем 11 раз. В 2016-1017 году руководство НГУ и компания-застройщик подписали соглашение об обмене квартир в жилом комплексе в центре Киева (строился на территории бывшей военной части) на «аналогичные» на окраине города. Сумма ущерба составила 81 млн грн.
Подробнее о том, какие пласты топ-коррупции могут быть вскрыты делом по бывшему народному депутату Максиму Микитасю, а также зачем ОПУ покрывает Олега Татарова, читайте в интервью директора НАБУ Артема Сытника, с которым говорила редактор отдела политики ZN.UA Инна Ведерникова.