Совет национальной безопасности и обороны в пятницу, 19 марта, поддержал введение санкций против 19 компаний, которые владеют лицензиями в сфере пользования недрами. ZN.UA провело опрос источников в составе Совета, Аппарате СНБО и Офисе президента и выяснило несколько значимых обстоятельств принятия решения.
В ходе заседания имя бизнесмена Павла Фукса не называлось ни разу. Бывший журналист и депутат, а ныне член набсовета "Укрзалізниці" Сергей Лещенко утверждает, что именно этому бизнесмену принадлежат компании, оказавшиеся под санкциями.
Докладчиком был глава Службы безопасности Украины Иван Баканов. Он упоминал владельца и совладельца этих компаний исключительно как «гражданина Российской Федерации».
Голосованию предшествовала довольно жаркая дискуссия. Глава Верховной Рады Дмитрий Разумков отметил, что если владельцам этих компаний не предъявлены подозрения в финансировании терроризма, то решать проблемы с их деятельностью, законностью получения лицензий и адекватностью платы за них необходимо в судебном порядке, а не с помощью санкций.
На что друг Разумкова Иван Баканов ответил, что закон о санкциях позволяет применять их в случае угрозы национальной безопасности.
Источник ZN.UA сообщает, что Баканов заявил следующее: выданные лицензии являются «спящими», месторождения не разрабатываются, государство терпит убытки. По словам главы СБУ, это можно трактовать как угрозу нацбезопасности.
Сомнения относительно безальтернативности санкций выразили вице-премьер Алексей Резников и генеральный прокурор Ирина Венедиктова. И очень осторожно уточняющие вопросы, призванные идентифицировать бенефициаров, задавал друг Павла Фукса, министр внутренних дел Арсен Аваков. Кому, как не Арсену Борисовичу знать, как могли быть частично переданы бизнес-активы в тесном взаимозачётом кругу.
Из 21 члена СНБО на заседании присутствовали 18: двое находились в командировке, у одного – COVID-19. Голосование проходило индивидуально, при помощи листов для голосования.
По информации ZN.UA, санкции поддержали 14 членов СНБО – две трети от состава. Это минимально необходимое для принятия решения количество голосов.
Накануне заседания президент Владимир Зеленский ввел в состав СНБО 21-го члена – вице-премьера – министра цифровой трансформации Михаила Федорова.
Под санкциями оказались компании «Геоконнект», «Глобал Геоинвест», «Транссетгео», «Геопост», «Геовертикаль», «Геотаргет», «Надрапрайд», «Геофорс», «Геостенс», «Надравестгруп», «Бэст ойл компании», «Надрапростир», «Инфогеотренд», «Эйджин марка», «Экогазальянс», «Эпивал энерджи», «Юнолит Ойл», «Профиннафт», и «Бэстгеотек». К ним применены максимальные ограничения, предусмотренные законом о санкциях.
Павел Фукс настаивает, что он не имеет отношения к этим компаниям.
С большим энтузиазмом продолжим синонимический ряд: Игорь Коломойский никогда не сидел в «Центрэнерго», братья Дубневичи никогда не строили схем в «Укрзалізниці», Дмитрий Фирташ не монополизировал рынок облгазов, Ринат Ахметов никогда не финансировал фракцию «Слуги народа», а Юрий Бойко никогда лично не покупал буровые вышки.