В Казахстане на прошедшем в минувшее воскресенье референдуме 71% участвовавших в нем граждан проголосовали за строительство в стране атомной электростанции (АЭС).
Пока еще неизвестно, кто будет возводить АЭС. Но велика вероятность, что строительством всей станции или установками реакторов займется «Росатом», а оплачивать работу будет Казахстан за счет китайского кредита. С одной стороны, это будет легальной финансовой поддержкой России в обход санкций. С другой — Москва получит еще один инструмент реализации политики неоколониализма в Центральной Азии. Как происходит эта экспансия мы видим на примере других стран, где стоят российские реакторы.
Однако Центральная Азия — не единственный в мире регион, где Россия в качестве средства расширения своего влияния использует не только вагнеровцев, поставки оружия и агрессивную информационную кампанию, но и АЭС.
В последнее десятилетие РФ активно продвигает в Африке проекты по строительству атомных электростанций. По словам генерального директора регионального офиса «Росатома» в Центральной и Южной Африке Райана Колльера, его компания готова предложить «широкий спектр ядерных решений, отвечающих разнообразным потребностям африканских стран, в том числе атомные электростанции большой мощности, плавучие атомные электростанции (ПАТЭС) и малые модульные реакторы (ММР)».
«Росатом» уже строит в Египте АЭС «Эль-Дабаа», которую собираются ввести в эксплуатацию в 2026 году. Российская госкорпорация также подписала соглашения «о сотрудничестве в использовании атомной энергии в мирных целях» с двумя десятками африканских государств — Бурунди, Ганой, Руандой, Эфиопией и другими. С некоторыми странами проговариваются проекты строительства АЭС. На сегодняшний день в России ядерным специальностям обучается более двух тысяч студентов из африканских стран.
После того как в Буркина-Фасо, Мали, Нигере произошли военные перевороты и захватившие власть хунты свернули военное и политическое сотрудничество с США и Францией и укрепили отношения с Россией, «Росатом» провел переговоры о строительстве АЭС в регионе Сахеля. В результате российская госкорпорация подписала с Буркина-Фасо меморандум о взаимопонимании по строительству АЭС. А несколько дней назад «Росатом» обсудил планы постройки атомной электростанции и с делегацией Мали.
В Африке остро ощущается дефицит электроэнергии: население континента составляет 1,37 миллиарда человек, и более 600 миллионов из них не имеют сегодня доступа к электричеству. При этом по данным Международного энергетического агентства (МЭА), 26% потребления энергии в Африке связаны с нефтью, 17% — с газом (за счет которого производится 46% электричества). Прогнозируется, что к 2030 году спрос на энергию в промышленности, грузовых перевозках и сельском хозяйстве в ряде африканских стран вырастет на 40%.
Сейчас в Африке развивают «зеленую» энергетику. В то же время в африканских государствах полагают, что ядерная энергетика может удовлетворить спрос и способствовать развитию экономики, решая проблемы дешевой и стабильной электроэнергии. Но для России сотрудничество в сфере мирного атома — часть долговременной стратегии по усилению политического присутствия в Африке, контролю над стратегическими отраслями экономики и доступу к полезным ископаемым.
«Контракты на строительство АЭС предусматривают также подготовку персонала, поставку ядерного топлива, вывоз ядерных отходов… Это означает, что страны на долгое время будут привязаны к России. В свою очередь, эта технологическая зависимость обеспечивает политическое влияние Москвы», — отметил в комментарии ZN.UA эксперт Национального института стратегических исследований Алексей Ижак. Это политическое влияние позже можно конвертировать, в том числе и в голосование африканских стран в ООН по украинским резолюциям.
По мнению Ижака, после широкомасштабного вторжения в Украину снизилась эффективность «Газпрома» и «Рособоронсервиса» как инструмента финансирования внешних операций, и Кремль сделал ставку на «Росатом». Данная госкорпорация, за исключением некоторых ее предприятий, не попала под санкции Запада. Объясняется это тем, что «Росатом» — одна из немногих компаний в мире, освоившая весь ядерный топливный цикл (т.е. обогащение, производство топлива, переработку), и многие страны зависят от российского ядерного топлива.
Но для реализации такой стратегии Кремля требуется много денег.
При оценке перспектив строительства АЭС в Африке необходимо учитывать не только риски безопасности, недостаточный уровень развития электросетевой инфраструктуры, нехватку кадров, политическую нестабильность, но и высокую стоимость подобных проектов — в несколько десятков миллиардов долларов. У африканских стран, зависящих от внешних кредитов, таких денег нет. Не очень понятно, где возьмет необходимые миллиарды и Россия, которая сейчас тратит огромные средства на войну с Украиной.
Африканист, сооснователь Центра исследования Африки Юрий Олийнык отметил в комментарии ZN.UA, что если АЭС в Египте — это уже реальный проект, близкий к завершению, то строительство атомных электростанций в странах Сахеля — пока лишь намерения. «Если АЭС и построят, то не в ближайшее время. Сегодня это больше медийная история. В целом же я скептически отношусь к реализации планов по строительству АЭС в Буркина-Фасо и Мали», — поделился сомнениями Олийнык.
«Если эти проекты не блеф, то не исключаю, что Россия договорилась с Китаем о финансировании строительства АЭС», — в свою очередь высказал предположение Алексей Ижак. Таким образом Пекин руками Москвы еще больше усилит свое присутствие на континенте и ослабит влияние Вашингтона и Парижа. При этом страны континента уже попали в «долговую ловушку», расставленную Китаем. Как и в случае с Россией, инвестиции КНР в Африке связаны с желанием получить доступ к рынку и полезным ископаемым, а также заручиться политической поддержкой.
На недавнем Форуме по вопросам китайско-африканского сотрудничества китайский лидер Си Цзиньпин объявил о намерении Пекина предоставить африканским странам инвестиции в объеме 360 млрд юаней (45,8 млрд евро). Планируется, что в ближайшие три года 210 млрд юаней (26,7 млрд евро) будут выданы в форме кредитов, еще 80 млрд юаней (10,1 млрд евро) — в форме различных видов помощи. Китай также собирается провести совместные военные учения с африканскими странами, развивать проекты в зеленой энергетике и отправить в Африку медицинский персонал.
Если же планы по строительству АЭС в Буркина-Фасо и Мали — это блеф Кремля, то его целью может быть возможность оказания дополнительного давления на Запад, стремление напугать его распространением ядерных технологий и перспективами размещения гражданских ядерных объектов в нестабильных странах. Напомним, что в Сахеле активно действуют не только туареги, пытающиеся создать собственное государство Азавад, но и исламисты, связанные с «Аль-Каидой» и ИГИЛ. Власти же Мали, Буркина-Фасо, Нигера не контролируют значительную часть территории своих стран.
В этой ситуации строительство АЭС — увеличение рисков захвата ядерных объектов сепаратистами или исламистами. Что в свою очередь увеличит угрозу ядерной катастрофы. Собственно говоря, история с захватом россиянами Чернобыльской и Запорожской АЭС показывает, насколько опасной и непредсказуемой может быть ситуация.
Несмотря на очевидные преимущества атомной энергетики для Африки, строительство АЭС сопряжено с серьезными рисками. Эти риски касаются политической нестабильности, экономических вызовов, экологической угрозы и социальной напряженности. Для успешной реализации атомных проектов на континенте африканским странам необходимо не только решить внутренние проблемы, но и наладить эффективное международное сотрудничество, обеспечить подготовку кадров и внедрить жесткие стандарты безопасности. Лишь в таком случае АЭС могут стать катализатором для устойчивого развития региона, не угрожая его стабильности.