Украине часто рекомендуют учитывать опыт Хорватии при урегулировании конфликта в Донбассе. Как известно, Хорватия без миссии ООН не обошлась. Нужна ли международная миротворческая миссия Украине и кто мог бы в нее войти, ZN.UA спросило у вице-премьер-министра, министра по вопросам реинтеграции ВОТ Алексея Резникова.
«Между конфликтующими и/или боящимися друг друга людьми часто нужен посредник для того, чтобы помочь восстановить это доверие», - заявил он в интервью редактору отдела международной политики ZN.UA Татьяне Силиной.
Также помогает восстановить доверие решение обычных бытовых вопросов: восстановления дорог, включение света, подвод воды, вывоза мусора. И местное самоуправление должно стать ключевым актором в этом.
«Нам, после деоккупации и восстановления контроля над границей, тоже нужно будет работать над восстановлением доверия. А вот кто будет этими акторами, помимо органов местной власти, кто будет этим посредником, в том числе с силовым обеспечением? Миссия ОБСЕ со спецмандатом? Миссия СБ ООН со спецмандатом?», - рассуждает вице-премьер.
В этом вопросе Алексей Резников возлагает большие надежды на Швецию, которая начнет председательство в ОБСЕ в 2021 году, и Польшу, которая сменит ее в 2022-м.
«Это важно, в том числе, для обсуждения с нашими партнерами – стран не только нормандского формата, но и наших стратегических евроатлантических партнеров – Канады, США, Великобритании. Кстати, на днях у меня была встреча с послами разных стран, среди которых Швеция, председательствующая в ОБСЕ в следующем году, и Польша, которая примет у нее эстафету в 2022-м», - добавил он.
Резников напомнил о том, что на сегодняшний день между украинцами на подконтрольной территории и живущими в оккупации есть взаимное недоверие и страх.
«Население Украины, проживающее на оккупированных территориях, боится населения подконтрольной территории. Но также боятся люди и здесь: мол, у них там промытые мозги, зачем они нам нужны? Отсюда взаимное недоверие. Избавиться от него – это самая сложная задача, над которой придется работать и глотать тех самых «жаб», - говорит вице-премьер.
Хорваты использовали для восстановления доверия помощь международной администрации. Сербы, которые остались, знали, что их не будут преследовать, не будет этнических чисток, а хорваты понимали, что оставшиеся сербы не будут сопротивляться восстановлению конституционного строя.
Проводилось разоружение, шедшее волнами. После того как перекрыли границу с Сербией, чтобы та не поставляла оружие, они выкупали оружие у населения.
Только после этого, через 1,5 года хорваты пошли на местные выборы. За это время были выданы 100 тысяч хорватских документов, составлены списки избирателей.
Помогло и решение простых бытовых функций вернувшимися мэрами, восстановление разрушенной войной инфраструктуры. «И решение этих простых бытовых функций стало для людей фактором восстановления доверия. Давайте будем реалистами: ведь основы пирамиды Маслоу никто не отменял», - подытожил собеседник ZN.UA.
Подробнее о том, намерена ли нынешняя властная команда «сохранять» Минские договоренности; есть ли у нее собственный план донбасского урегулирования; чего она ждет от западных партнеров; к чему готовится в будущем процессе реинтеграции оккупированных территорий и какие его сроки, читайте в интервью Татьяны Силиной с вице-премьер-министром, министром по вопросам реинтеграции ВОТ Алексеем Резниковым «Нам тоже придется глотать «жаб» в ZN.UA.