Украинские политики и политические силы рассматривают Facebook и в меньшей степени Instagram как полноценные площадки для общения с гражданами и политическими оппонентами.
Специалистки Гражданской сети ОПОРА по мониторингу соцсетей Ольга Снопок и Анастасия Романюк проанализировали изменения в украинское законодательство в сфере регулирования онлайн-рекламы и готовы поделиться выводами с читателями ZN.UA.
С 1 января по 14 декабря 2021 года политические силы, политики и прочие страницы опубликовали в Facebook и Instagram почти 123 тысячи рекламных сообщений политического содержания стоимостью почти $2,2 млн (около 60 млн грн).
«Наибольшую долю этих расходов (49,1%) составляют расходы «других» страниц: онлайн-изданий, общественных движений или таких, которые поддерживают определенные партии или политиков, но не являются их официальными представительствами. Они потратили на политическую рекламу $1,08 млн (29,5 млн грн)», - отмечают аналитики в статье «Партии в социальных сетях. Два миллиона долларов за внимание потенциального избирателя».
На втором месте по расходам – украинские политики разных уровней, от бывшего премьер-министра Арсения Яценюка до депутатов местных рад. На свое продвижение в Facebook они совокупно потратили около $753 тысяч (20,5 млн грн) – это более трети общих расходов на политическую рекламу в этой соцсети (34,3%).
Самая скромная доля (16,6%) расходов – у политических партий: за политическую рекламу они заплатили $365 тысяч, то есть около 10 миллионов грн.
Все эти деньги в течение года тратились неравномерно. В январе и мае в соцсетях появилось менее 10 тысяч рекламных сообщений, на которые было потрачено от $151 до 255 тысяч.
Всплеск политической активности в соцсетях пришелся на сентябрь ($230-335 тысяч за 11 813 сообщений) и октябрь ($268-376 тысяч за 12 440 сообщений). Причиной такого рывка, вероятно, стала подготовка к выборам мэра Харькова и довыборам в Раду в Черкасской и Херсонской областях.
В прошлом году страницы политических партий потратили на рекламу почти 365 тысяч долларов (без учета расходов лидеров этих страниц).
Абсолютным лидером стала партия «Слуга народа» – с центральной страницы суммарно потрачено около $86 тысяч на 3,5 тысячи рекламных сообщений.
Второе и третье места заняли страницы «За майбутнє» – центральная страница партии и страница женского крыла. В общей сложности они потратили около $83 тысяч на более чем 2,3 тысячи сообщений.
Со значительным отрывом идет центральная страница партии «Голос» – она потратила почти $8 тысяч на 84 сообщения. Замыкает пятерку по самым большим расходам «Партия Шария» с почти $7 тысячами на 300 рекламных сообщений.
Самыми активными политиками в Facebook и Instagram стали:
- бывшие премьер-министры Арсений Яценюк (почти $70 тысяч за более чем 2,2 тысячи сообщений) и Владимир Гройсман (более $26 тысяч за 274 сообщения);
- кандидат в народные депутаты от 87-го округа (Ивано-Франковская область) Александр Шевченко – более $63 тысяч за 875 сообщений;
- кандидатка на выборах мэра Харькова Алина Мустафаева («Слуга народа») – более $22 тысяч за почти 500 сообщений;
- лидер партии «За майбутнє» Игорь Палица – почти 22 тысячи долларов.
Среди «других страниц» (все страницы, транслирующие политическую рекламу в социальных сетях, но не принадлежащие политикам или партиям: СМИ, общественные организации, лидеры мнений и т.п.) лидером по расходам является страница телеканала «Перший незалежний», основанного журналистами подсанкционных каналов, связанных с пророссийским политиком Виктором Медведчуком, – почти $40 тысяч на 218 рекламных сообщений.
Второе место занимает страница новостного агентства RegioNews.ua, которое во время выборов мэра Харькова достаточно активно агитировало за Михаила Добкина. В течение 2021 года страница потратила более $29 тысяч на 562 рекламных сообщения.
Третье место принадлежит странице Киевской школы государственного управления им. С. Нижнего, потратившей более $26 тысяч на рекламу своих образовательных услуг.
Следующая позиция – за страницей подсанкционного телеканала 112.ua – более $23 тысяч на 128 рекламных сообщений политического содержания.
Замыкает рейтинг страница общественной организации «Жінки ВОЛІ – Я МОЖУ» – женское крыло политической партии «Воля». В 2021 году «Жінки ВОЛІ» потратили более $23 тысяч на 717 рекламных сообщений.
Хотя в социальных сетях регулярно публикуется политическая реклама, онлайн-агитация остается в серой зоне украинского законодательства. Именно поэтому ОПОРА рекомендует украинским законодателям в наступившем году начать работу над законодательным определением агитации в Интернете, предусмотреть юридические инструменты за нарушение ее правил и разблокировать полноценную финансовую отчетность политических партий.
Как показал 2021 год, политики и политические силы рассматривают Facebook и в меньшей степени Instagram в качестве полноценных площадок для общения с гражданами и политическими оппонентами. ОПОРА подвела итоги 2021 года – проанализировала изменения в украинское законодательство в сфере регулирования онлайн-рекламы и выявила, как они повлияли на поведение самих платформ, политиков и политических партий. Подробнее – в статье Ольги Снопок и Анастасия Романюк «Партии в социальных сетях. Два миллиона долларов за внимание потенциального избирателя».