Одним из самых опасных заблуждений борцов с коррупцией в Украине является мнение о том, что якобы главное - это перенять европейские нормы в части отслеживания и преследования незаконного обогащения, чтобы посадить всех, кто того заслуживает. Однако это работает, только если, во-первых, коррупционеров не более 5–7% и, во-вторых, органы, призванные собственно сажать, некоррумпированы, пишет старший экономист CASE Украина, член Несторивськой группы Владимир Дубровский в статье "Варяги" и "греки"-3: извилистый путь в Европу, или Европейские принципы против европейских норм" в еженедельнике "Зеркало недели.Украина".
Как пишет автор, "когда закон нарушают все или почти все, он не может быть "один для всех": всех в тюрьму не посадишь, разве что тех, кто не договорился. Поэтому на практике суровые антикоррупционные законы становятся жертвой того же избирательного правоприменения, которое питает коррупцию, - борьба в основном сводится, в конечном счете, к перераспределению коррупционных доходов в пользу "борцов"-крышевателей или замене одних коррупционеров на других, более лояльных. Более того, в ситуации тотальной, системной коррупции чем строже законы, карающие за нее, тем ближе к абсолютной власти те, кто контролирует карательные органы. А абсолютная власть, как известно, развращает абсолютно, в том числе и в отношении ее "монетизации". Более того, это усиливает первое слагаемое - монополию".
По мнению эксперта, усилив контроль над коррупционерами, но не убрав источники их обогащения, можно успешно отстроить коррупционные вертикали, причем под аплодисменты почтеннейшей публики (как в стране, так и на Западе), радующейся посадкам недостаточно лояльных или нарушивших неформальные правила игры.
"Чтобы реально бороться с такой, как у нас, системной коррупцией (а не коррупционерами), нужно не столько сажать, сколько выкорчевывать корни - коррупционные возможности: разрушать монополии и уничтожать дискрецию, последовательно ликвидируя возможности для произвола в законах, устраняя противоречия в законодательстве и отменяя неисполняемые ограничения, даже если они чем-то оправданы и где-то в мире работают. Однако беда в том, что в Украине, как и в некоторых других странах, особенно унаследовавших российские традиции, на избирательном применении неисполнимых норм держится не только коррупция, но и власть вообще. Поэтому на практике тот, кто отказывается от подобной византийщины, рискует оказаться беспомощным, как Ющенко и даже хуже. По этой причине, кстати, реформы в Украине нельзя, повторяя европейскую практику, поручать исполнительной власти: хотя приятные исключения могут иметь место, да и исключить чиновников из процесса насовсем было бы неправильно, в целом это верный способ извратить или выхолостить позитивные изменения", - считает экономист Дубровский.