UA / RU
Поддержать ZN.ua

Реформы в Украине еще не умерли из-за пяти причин - Atlantic Council

Киеву есть, что наверстывать в 2018 году.

Западные репортажи об 3 наполненны мрачными и обреченными комментариями, в которых употребляются такие слова как "стагнация", "кризис реформ" и даже "контрреволюция". А тем временем, распространяется беспокойство, что США и Европа вступили во второй цикл усталости от Украины.

Стране и в самом деле придется провести еще много реформ. Но это не должно ослеплять обозревателей и заставлять их не замечать тот прогресс, которого она достигла с 2014 году.

Об этом в статье для Atlantic Council пишет британский и канадский политолог украинского происхождения Тарас Кузьо.

Он замечает, что за весь период после распада СССР в Украине еще не проводили так много изменений за такое короткое время. По мнению эксперта, есть пять основных причин, почему украинские реформы еще не провалились.

Во-первых, по мнению Кузьо, украинское правительство контролирует парламент, а не президент, как часто считают. Реформы зависят от работы как президента Петра Порошенко, так и правительства или парладмента. При этом, все они несут ответственность за прогресс. Сегодняшняя ситуация очень контрастирует с теми распрями, которые продолжались пять лет после Оранжевой революции.

Как свидетельствует опыт 27 посткоммунистических стран, демократические реформы имеют больше шансов на успех в парламентских системах, которые доминируют в Восточной Европе. Три соседа России, которые стремятся присоединиться к Европе: Украина, Грузия и Молдова, - имеют парламентские системы. Россия и остальные страны в Евразии тем временем остаются президентскими клептократиями.

Во-вторых, Украина создала ряд важных институтов для борьбы с коррупцией и укрепления верховенства закона. Коррупция в правительственных контрактах и энергетическом секторе, которая всегда была высокой, теперь сокращается после введения единой системы электронных закупок Prozorro и других изменений. Государственная энергетическая компания "Нафтогаз", которая традиционно была "дойной коровой" для президентов и "съедала" 4% ВВП в виде субсидий, теперь делает взносы в государственный бюджет.

В-третьих, программа децентрализации, которая началась четыре года назад, передала часть власти местным организованным общинам по всей Украине. Это позволяет оставить финансирование на местах и улучшать жизнь отдельных общин. Программа децентрализации USAID одна из крупнейших в Украине.

Четвертая причина касается успехов в установлении гендерного равенства. После выборов в 2014 году количество женщин в украинском парламенте удвоилось до 12%. Это лишь на 7% меньше, чем в Конгрессе США. Кузьо цитирует эксперта по гендерным вопросам Елену Суслову, которая рассказала ему о переходе гендерных вопросов с маргинесов в основу политической жизни.

Пятая причина - Украина серьезно улучшила свои силы безопасности. Сегодня у нее есть лучшая за всю историю армия, которая снабжена оружием украинского производства и в этом году получит также американские образцы. Это важно, поскольку только украинская армия стоит между Россией и восточным флангом НАТО. Также милиция была трансформирована в полицию, а внутренние войска - в национальную гвардию.

Кузьо отмечает, что есть и другие изменения, которые иллюстрируют истрию про "на половину пустой или на половину полный стакан" Украины. Он вспоминает о продвижении вперед реформы в системе образования и здравоохранения, а также об очистке банковского сектора. Вместе с тем, несколько важных реформ продвигаются очень медленно и до сих пор не состоялись. К примеру, Киев до сих пор не создал антикоррупционный суд, не реформировал систему юстиции, не провел приватизацию и не создал рынок земли. Это важные сферы, в которых Украине нужно наверстать в этом году.

Автор отмечает, что конструктивная критика всегда важна для того, чтобы держать правительство в тонусе. Однако, стоит помнить и о том, что за четыре года после Евромайдана был заложен фундамент для украинского пути в Европу. Революция оживила гражданское общество, а военная агрессия России отвернула симпатии украинского общества от Москвы. И это происходит как раз тогда, когда ЕС наконец серьезно готов поддерживать украинскую евроинтеграцию.

В свою очередь, вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе отметила, что реформы дадут эффект через три, пять или десять лет. По ее словам, мифология требует эффекта "здесь и сейчас", а тезис "евроинтеграция дает все" - самая идеальная для использования в популистской риторике.

Подробнее о европейской трансформации Украины читайте в материале Иванны Климпуш-Цинцадзе ""Не так тії вороги, як добрії люди": кому еще мешает евроинтеграция" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".