Верховная Рада поддержала президентский законопроект об уголовной ответственности за незаконное обогащение во втором чтении и в целом.
Проект закона №1031 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и наказании за приобретение таких активов" поддержали 259 депутатов.
Несмотря на то, что 227 голосов "за" дали депутаты от "Слуги народа", законопроект не голосовала группа "слуг", которую связывают с олигархом Игорем Коломойским. "За закон, который был выполнением предвыборных обещаний Владимира Зеленского, не голосовала группа Коломойского во фракции Слуга народа - Дубинский, Василевская-Смаглюк, Бужанский и другие", - пишет в своем Telegram-канале экс-депутат Сергей Лещенко.
Сегодня же депутаты "группы Коломойского" отказались голосовать за снятие неприкосновенности с подозреваемого в коррупции депутата Ярослава Дубневича.
Законом вносятся изменения в Гражданский и Уголовный кодексы, определяющие виды активов, которые могут признаваться необоснованными, и перделы их стоимости; и регулируют особенности искового производства в делах о незаконном обогащении чиновников и взыскание таких активов в доход государства.
Так, к активам отнесены: наличные (в том числе на банковских счетах), криптовалюта, имущество, имущественные права, нематериальные активы (в том числе объем уменьшения финобязательств), а также работы или услуги, предоставленные чиновнику.
Им также устанавливается уголовная ответственность для чиновников-владельцев активов, стоимость которых превышает их официальные доходы более чем на 15 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (около 14,4 млн гривень).
А в Уголовном кодексе появляется статья 368 – незаконное обогащение, согласно которой владение активами, стоимость которых более чем на 6,5 млн гривень превышает законные доходы чиновника, будет наказываться 5-10 годами лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до трех лет.
При определении разницы между стоимостью приобретенных активов и законными доходами не учитываются активы, являющиеся предметом производства в делах о незаконном обогащении и их взыскании в доход государства.
Проект закона предусматривает и механизм гражданской конфискации имущества – альтернативу уголовной ответственности для нечистых на руку чиновников с доходами, превышающими законные от 1 млн гривень, но не дотягивающими до 6,5 млн.
"Эти два механизма (ответственность и конфискация - ред.) будут работать вместе и, соответственно, за самые большие кражи будет уголовная ответственность, а меньше - гражданская конфискация", - сказала, представляя законопроект ко второму чтению, глава антикоррупционного комитета Анастасия Красносельская.
Механизм гражданской конфискации предусматривает решение суда. Прокуратура должна собрать доказательства незаконного обогащения, а суд – изучить их. Если суд согласится с представленными прокуратурой доказательствами, наступает гражданская конфискация.
"Этот инструмент – и гражданская конфискация, и уголовная ответственность – будет доступен только НАБУ, САП и ВАКС", - цитирует Красносельскую "Украинская правда".
Напомним, Конституционный суд отменил уголовную ответственность за незаконное обогащение 26 февраля, под конец каденции пятого президента Украины Петра Порошенко. Суд признал статью 368-2 Уголовного кодекса неконституционной и противоречащей принципу презумпции невиновности.
Представление в КСУ относительно конституционности статьи о незаконном обогащении 12 декабря 2017 года подали 59 народных депутатов – членов фракций "Народного фронта", "Блока Петра Порошенко", "Радикальной партии Олега Ляшко". "Оппозиционного блока" и групп "Видродження" и "Воля народа".
Уголовная ответственность за незаконное обогащение была одним из требований Плана действий по визовой либерализации ЕС и меморандума сотрудничества Украины с Международным валютным фондом.
3 июня президент Владимир Зеленский внес в парламент законопроект об уголовной ответственности за незаконное обогащение и конфискации незаконно полученных активов. Но Рада отказалась рассматривать его, на что гарант пообещал внести его снова после парламентских выборов. Получив монобольшинство в ВР, Зеленский повторно внес законопроект 29 августа. 11 сентября президентский законопроект прошел первое чтение.