UA / RU
Поддержать ZN.ua

Рада проголосовала в первом чтении президентский законопроект по Верховному суду

В поддержку документа проголосовали 253 народных депутата.

Верховная Рада планирует внести изменения в Хозяйственный и Гражданский процессуальные кодексы, в Кодекс административного судопроизводства, а также другие законодательные акты.

За президентский законопроект №6232 "О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты" проголосовали 253 народных депутата.

Согласно предлагаемым изменениям, Верховный суд станет единой кассационной инстанцией в Украине, а решения по жалобам будут выноситься только единожды.

Законопроект предусматривает пересмотр в кассационном порядке судом кассационной инстанции – Верховным судом Украины, судебных решений, принятых судами первой и апелляционной инстанций.

Кроме того, в пояснительной записке к законопроекту особое внимание уделяется обеспечению деятельности Верховного суда и созданию механизмов обеспечения единства правоприменительной практики в рамках единого кассационного производства.

"Решение суда по конкретному делу пересматривается в кассационном порядке Верховным судом по соответствующей жалобе только один раз. При этом Верховный суд может действовать в составе коллегии, палаты, объединенной палаты соответствующего кассационного суда, Большой палаты Верховного суда", - отмечается в документе.

Проект закона предполагает, что дела будут рассматриваться Верховным судом в составе коллегии из нечетного количества судей – от трех человек и более. Коллегия также сможет передавать дела на рассмотрение палаты, в составе которой работает данная коллегия, или объединенной палаты соответствующего кассационного суда, а также объединенной палаты или Большой палаты Верховного суда.

Законопроект также регламентирует создание "электронного суда" - все необходимые процессуальные действия могут совершаться посредством использования средств электронной связи с соответствующими механизмами идентификации и безопасности.

"Участникам дела обеспечивается возможность принимать участие в судебном заседании в режиме видеоконференции, не покидая жилого или рабочего помещения, а для свидетелей и экспертов – в помещении суда. Материалы дела будут сохраняться в электронном виде", - говорится в документе.

Авторы законопроекта уверены в том, что его принятие позволит преодолеть процессуальные проблемы, которые мешают эффективной работе судебной защиты. Также он должен обеспечить надлежащее взаимодействие и содействие альтернативным решениям споров в третейских судах и международном коммерческом арбитраже.

В части юрисдикции и подсудности соответствующий документ предусматривает их размежевание. В первую очередь, в зависимости от предмета спора, а не субъектного состава сторон. А также предлагает упростить и ускорить рассмотрение простых дел и обеспечить основательную базу для рассмотрения сложных тяжб.

Законопроект гармонизирует нормы Хозяйственного и Гражданского процессуальных кодексов, а также Кодекса административного судопроизводства. И унифицирует терминологию для обеспечения единства правоприменительной практики.

Проект закона внесен президентом Украины Петром Порошенко и зарегистрирован в Раде 23 марта. Предлагаемые изменения должны обеспечить функционирование обновленного Верховного суда.

При этом автор альтернативного законопроекта №6232-1, народный депутат от фракции "Батькивщина" Алена Шкурум, считает, что президентский законопроект ухудшает ситуацию с парламентаризмом в Украине и ослабляет государственные институции

"Президент и администрация президента предлагают внести изменения в три процессуальных кодекса и одновременно предлагают внести изменения в восемь кодексов Украины и в 18 законов Украины. Они намешали там все, там смешались кони и люди, там есть автоматический арест средств на счетах за долги для украинских граждан... там есть вызов в суд ответчика через интернет, если не смогли установить его место нахождения... там есть почему-то изменения в международный коммерческий арбитраж - исключается положение об арбитражном суде, там ликвидируется банковская тайна", - рассказала народный депутат.

Она также напомнила о том, что наибольший объем в истории парламента имел документ в 894 страницы.

По ее словам, экспертно-юридическое управление парламента предлагает подготовить несколько законопроектов и вносить изменения в каждый кодекс отдельно.

В то же время заместитель главы Администрации президента Алексей Филатов отметил, что ни одна статья регламента не была нарушена.

"Именно комплексный характер этого вопроса - внесение изменений в процессуальное законодательство, диктует необходимость одновременного изменения большого количества законодательных актов, в том числе нескольких процессуальных кодексов", - отметил он.

По словам Филатова, должны быть одни и те же правила функционирования Верховного суда, распределение юрисдикции, работы электронного суда и контроль за выполнением судебных решений. Политик уверен, что изменения необходимо вносить одновременно в несколько кодексов, нельзя внести изменения в один, а потом ждать, когда будут внесены соответствующие изменения в другой.

Как пишет в своей статье для ZN.UA Михаил Жернаков, президентский законопроект №3524 об изменениях в Конституцию в части правосудия хотя и временно, но легитимирует влияние президента на суды. Подробнее о судебной реформе в Украине читайте в статье "За занавесом судебной реформы" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".

По данным опроса Центра Разумкова, судам доверяют 10,5% украинцев, не доверяют - 83,2%, что находится примерно на уровне доверия к прокуратуре (9,9%), политическим партиям (9,7%) и коммерческим банкам (10,1%).