Верховная Рада приняла закон №5599 о деолигархизации в Украине. Документ поддержали 279 народных депутатов.
Фракции голосовали так:
- "Слуга народа" - 229 "за"
- ОПЗЖ - 0 "за"
- "Европейская солидарность" - 0 "за"
- "Батькивщина" - 0 "за"
- "За майбутнє" - 18 "за"
- "Голос" - 11 "за"
- "Довіра" - 15 "за"
- внефракционные - 6 "за"
Законопроект во втором чтении рассматривался по разделам и депутаты не представляли, предложенные ими изменения. В связи с этим несколько фракций выступили с заявлением об отстранении от председательствования на заседании первого вице-спикера Руслана Стефанчука. Однако предложение провалили.
Сам процесс рассмотрения законопроекта во втором чтении сопровождался возгласами «Диктатура», «Диктатуру геть», «Ганьба», «Прошу слова по правкам». Перед голосованием за отстранение Стефанчука, депутаты блокировали трибуну.
Согласно закону, олигарх – это физическое лицо, которое одновременно отвечает по меньшей мере трем из следующих признаков:
- участвует в политической жизни;
- может влиять на средства массовой информации;
- является конечным бенефициаром предприятия, которое после дня вступления в силу настоящего Закона является субъектом естественных монополий или занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке в соответствии с Законом Украины «О защите экономической конкуренции» и в течение одного года подряд поддерживает или усиливает это положение;
- подтверждена стоимость активов лица (и субъектов хозяйствования, бенефициаром которых она есть) превышает один миллион прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц на 1 января соответствующего года.
В то же время в законе говорится, что лицо, которое отвечает признаку участия в политической жизни, если оно является:
- президентом Украины, главой Верховной Рады Украины его первым заместителем или заместителем, народным депутатом, премьер-министром, первым вице-премье-рминистром, вице-премьер-министром, министром, его первым заместителем и заместителем, руководителем другого центрального органа исполнительной власти, который не входит в состав Кабмина, главой Службы безопасности, генпрокурором, главой Нацбанка, руководителем созданного президентом постоянно действующего вспомогательного органа, его первым заместителем и заместителем;
- близким лицом с человеком, указанным в пункте 1 части первой настоящей статьи, в определении Закона Украины «О предотвращении коррупции», или связаннім с ним лицом;
- занимает должность в руководящих органах политической партии;
- финансировало деятельность политической партии, политическую агитацию или проведения митингов, или демонстраций с политическими требованиями.
Также лицо считается соответствующим признаку значительного влияния на СМИ, если оно:
- является собственником (учредителем) СМИ или бенефициаром их собственника (учредителя);
- является контроллером собственника (учредителя) СМИ;
- была собственником (учредителем) СМИ или бенефициаром или контроллером их собственника (учредителя) по состоянию на дату вступления в силу настоящего Закона, однако потеряло такой статус до дня введения этого Закона в действие, в результате чего владельцем (учредителем), бенефициаром или контроллером собственника (учредителя) средства массовой информации стало связанное лицо или лицо, не обладающее безупречной деловой репутацией.
Лицо признает олигархом Совет нацбезопасности и обороны. В то же время за 10 дней до заседания по рассмотрению представления о признании человека олигархом СНБО должен направить такому лицу сообщение. В нем речь должна идти о самом заседании и признаках, по которым человека могут признать олигархом. Такое же сообщение публикуется на сайте СНБО. Лицо, в отношении которого будет рассматриваться представление, вправе подать в СНБО свои объяснения.
Людей, признанных олигархами планируется включать в Реестр лиц, имеющих значительный экономический и политический вес в общественной жизни (олигархов). Формирование и ведение реестра должен обеспечивать аппарат Совета нацбезопасности и обороны. В то же время на сайте СНБО доступ к такому реестру должен быть открытым.
Лицам включенным в реестр запрещается:
- делать взносы за счет собственных средств, работ, товаров, услуг на поддержку политических партий и осуществлять взносы в избирательные фонды кандидатов (кроме собственного избирательного фонда), политических партий во время избирательного процесса в соответствии с Избирательным кодексом Украины. То же самое касается средств, работ, товаров, услуг связанных лиц и/или юридических лиц, конечным бенефициаром которых такое лицо;
- быть покупателем (бенефициаром покупателя) в процессе приватизации объектов большой приватизации;
- финансировать любую политическую агитацию, проведение митингов или демонстраций с политическими требованиями и лозунгами.
В то же время лицо, внесенное в реестр олигархов, должен подавать декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления.
Исключить из реестра лицо могут при установлении отсутствия в отношении него как минимум двух признаков олигарха. Решение об исключении лица из реестра может принять СНБО на основании заявления лица и представленных им документов, сведений, подтверждающих отсутствие у нее признаков олигарха.
В свою очередь публичные служащие, которые контактировали с признанными олигархами, должны подавать декларации о контактах. Исключением являются контакты, которые состоялись на:
- официальных мероприятиях, ход которых отображается в режиме прямой трансляции;
- судебных заседаниях;
- официальных мероприятиях (совещаниях), инициированных органами государственной власти, информация о которых (с указанием полного перечня участников и предмета обсуждения) на официальном веб-сайте соответствующего органа государственной власти.
В то же время олигархи и их представители перед контактами с публичными служащими должны сообщать о том, что они или лица, которых они представляют, внесенные в реестр.
Подавать декларации о контактах закон обязывает:
- президента Украины, главу Верховной Рады и его первого заместителя и заместителя, народного депутата, премьер-министра, первого вице-премьер-министра, вице-премьер-министра, министра, его первого заместителя и заместителя, главы СБУ и его заместителей, генпрокурора и его заместителей, главы НБУ и его заместителей;
- судей Конституционного Суда Украины, судей;
- руководителя созданного президентом постоянно действующего вспомогательного органа, его первого заместителя и заместителей;
- главы и членов Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, главу и государственных уполномоченных Антимонопольного комитета Украины, уполномоченных по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок, главы и членов Счетной палаты, главы и членов Центральной избирательной комиссии, глав и членов других государственных коллегиальных органов, главу членов Высшего совета правосудия;
- секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины и его заместителей;
- главу Государственного комитета телевидения и радиовещания и его заместителей, главу Фонда государственного имущества и его заместителей, главу Нацагентства по предупреждению коррупции и его заместителей, директора Национального антикоррупционного бюро и его заместителей, директора Государственного бюро расследований и его заместителей, директора Бюро экономической безопасности и его заместителей, председателя Нацагентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений и его заместителей;
- уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека;
- государственных служащих, занимающих должности государственной службы категории «А» и «Б»;
- глав местных государственных администраций, их первых заместителей и заместителей;
- военнослужащих Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, которым присвоено высшее воинское звание;
- лиц начальствующего состава правоохранительных органов и работников других органов, которым присвоено выше специальное звание;
- лиц, занимающих должности патронатной службы президента Украины, в Офисе президента Украины, в аппарате СНБО, главы Верховной Рады, его первого заместителя и заместителя, секретариатов депутатских фракций (депутатских групп) в Верховной Раде, руководителя аппарата Верховной Рады, премьер-министра и других членов правительства, а также помощников-консультантов народных депутатов, помощников и научных консультантов судей КСУ, помощников судей, лиц, занимающих должности патронажной службы в других государственных органах. Положения настоящего пункта распространяется на соответствующих лиц, независимо от того, они занимают такие должности на общественных началах и/или их должности включены в штатное расписание соответствующего государственного органа;
- руководителей государственных предприятий и руководителей предприятий, мажоритарным акционером которых является государство.
В первом чтении парламент принял законопроект 1 июля. Венецианская комиссия уже получила запрос главы парламента Дмитрия Разумкова по выводу о законопроекте №5599. По данным СМИ, заключение по законопроекту Венецианка предоставит в декабре. В то же время в Венецианской комиссии настаивали на том, чтобы законопроект об олигархах не рассматривали во втором чтении, пока не будет заключения к нему.
Сообщалось, что Офисе президента серьезно задумались над тем, как отправить в отставку Дмитрия Разумкова. Конфликт президента и спикера разгорелся с новой силой после того, как Разумков направил в Венецианскую комиссию на рассмотрение законопроект об олигархах (№5599). Первый замглавы Верховной Рады Руслан Стефанчук раскритиковал действия спикера, обвинив его в том, что он «засыпает комиссию спамом».
Юлия Самаева в своей статье для ZN.UA «Закон об олигархах принят. О чем он говорит, а о чем умалчивает» анализирует утвержденный текст документа, его способность повлиять на олигархов и истинные мотивы принятия этого закона.