Верховная Рада приняла в целом законопроект № 2412-д "О разведке". За документ проголосовали 258 народных депутатов.
"Законопроект направлен на совершенствование правовых и организационных основ функционирования разведки, деятельности разведывательных органов Украины и других субъектов разведывательного сообщества, повышения эффективности их взаимодействия, а также обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников разведывательных органов и лиц, привлеченных к конфиденциальному сотрудничеству с этими органами. Он должен заменить действующий сейчас Закон Украины "О разведывательных органах Украины", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
В частности, законопроект определяет статус разведывательных органов. Документ также содержит правовые нормы, позволяющие разведывательным органам организовывать и осуществлять свою деятельность. Законопроект усиливает парламентский контроль.
Кроме того, Служба безопасности Украины получила возможность в интересах контрразведки проводить отдельные разведывательные мероприятия. Также закон вводит понятие “разведывательное сообщество” и определяет законодательную основу для их взаимодействия, расширяет соцпакет для сотрудников разведки, разграничивает разведку и контрразведку.
Кроме того, в законопроекте содержится определение "разведывательной тайны" - вид секретной информации, охватывающий сведения и данные, полученные или созданные разведывательными органами Украины в ходе выполнения возложенных на эти органы задач и осуществления функций, определенных этим Законом, разглашение которых может нанести ущерб функционированию разведки и доступ к которым ограничен в соответствии с настоящим Законом в интересах национальной безопасности Украины.
Так, согласно закону, разведывательными органами являются:
- Служба внешней разведки Украины;
- разведывательный орган Министерства обороны Украины;
- разведывательный орган центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны государственной границы.
Служба внешней разведки Украины осуществляет разведывательную деятельность во внешнеполитической, экономической, военно-технической, научно-технической, информационной, экологической сферах, сфере кибербезопасности.
Разведывательный орган Министерства обороны Украины осуществляет разведывательную деятельность в военной сфере, сферах обороны, военного строительства, военно-технической и кибербезопасности.
Разведывательный орган центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны государственной границы, осуществляет разведывательную деятельность в сфере безопасности государственной границы и охраны суверенных прав Украины в ее исключительной (морской) экономической зоне.
Также в законе речь идет о том, что "с целью эффективного выполнения задач разведки в Украине функционирует разведывательное сообщество". Субъектами такого сообщества являются:
- координационный орган по вопросам разведки;
- разведывательные органы, определенные настоящим Законом;
- Служба безопасности Украины;
- определенные Советом национальной безопасности и обороны Украины другие составляющие сектора безопасности и обороны, которые привлекаются разведывательными органами для выполнения разведывательных задач и усиление разведывательных возможностей государства.
В законе указано, что общее руководство разведывательными органами осуществляет президент Украины. В то же время руководители центральных органов исполнительной власти, в подчинении которых функционируют разведывательные органы, создают необходимые условия для их функционирования, направляют и координируют их деятельность.
Руководителем разведывательного органа может быть гражданин Украины, который имеет высшее образование, владеет государственным языком, способный по своим деловым и моральным качествам, образовательному и профессиональному уровню, состоянию здоровья выполнять соответствующие должностные (служебные) обязанности и не подпадает под ограничения, предусмотренные частью второй статьи 31 настоящего Закона.
Сотрудники разведывательных органов также должны быть гражданами Украины, которые по возрасту, образованию, состоянию здоровья и своим личным качествам способны выполнять соответствующие должностные (служебные) обязанности. Также они должны пройти отбор и проверку в связи с назначением на должности в этих органах.
Сотрудником разведывательного органа не может быть лицо:
- которое признано или признавалось недееспособным, гражданская дееспособность которого ограничена или была ранее ограничена;
- имеющее гражданство или подданство иностранного государства или лицо без гражданства;
- близкие родственники которого имеют гражданство или подданство государства, признанного агрессором, или являются лицами без гражданства;
- осужденное за умышленное совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, даже если судимость погашена или снята;
- имеющее непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления, кроме реабилитированного;
- в отношении которого прекратили уголовное производство по нереабилитирующим основаниям;
- к которому были применены меры административной ответственности за совершение коррупционного нарушения;
- которое отказалось проходить проверку, связанную с назначением в разведку, или не прошло такую проверку, отказалось от оформления допуска к гостайне или ей отказано в таком допуске;
- у которого есть заболевания, препятствующие работе в разведывательном органе;
- которое предоставило заведомо ложную информацию при приеме на службу (работу) в разведывательный орган.
В первом чтении законопроект о разведке приняли 16 января. Тогда за документ проголосовали 233 народных депутата.
Подробнее о том, почему украинская разведка находится в стадии деградации и почему Закон "О разведке" не спасает ее читайте в статье Владимира Кравченко «Лес» на задворках»для ZN.UA.